Поиски иностранного вмешательства в московские выборы призваны перебить протестную повестку
Но пока доказательств этого у депутатов Госдумы явно недостаточно, считает экспертЧлены совета Госдумы, прервав отпуска, собрались в понедельник на внеочередное заседание, чтобы рассмотреть вопрос об иностранном вмешательстве во внутренние дела России. Поводом для этого стали продолжающиеся в Москве с 14 июля акции протеста против недопуска независимых кандидатов на сентябрьские выборы в Мосгордуму.
По итогам заседания совет решил создать в нижней палате парламента специальную комиссию по борьбе с иностранным вмешательством во внутренние дела России. В нее войдет 12 человек: шесть представителей «Единой России» и по два депутата от трех других парламентских фракций. Среди членов комиссии, в частности, единороссы Андрей Исаев, Наталья Поклонская, Ирина Белых и Андрей Альшевских, коммунисты Ризван Курбанов и Юрий Синельщиков, Вадим Деньгин (ЛДПР) и Николай Рыжак («Справедливая Россия»). Возглавит новый орган председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев («Единая Россия»), а первое заседание комиссии запланировано на 23 августа.
Вторым пунктом повестки дня должна была стать работа новостных агрегаторов. Обсудить этот вопрос депутаты захотели после скандала, связанного с идеей запрета на эксплуатацию старых автомобилей: единороссы обвинили «Яндекс.Новости» в некорректных заголовках и чуть ли не дискредитации парламента. Однако обсуждение этой проблемы решили перенести на октябрь.
Откуда что взялось
С инициативой провести расследование фактов вмешательства со стороны некоторых иностранных СМИ и дипломатических представительств в ходе несогласованных протестных акций в Москве думские оппозиционеры выступили в начале августа. Первым поднял эту тему лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, затем к нему присоединился лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Как заявил после заседания совета председатель Госдумы Вячеслав Володин, материалы комиссии могут быть переданы правоохранителям. Дума также направит свои предложения ряду стран, которые «этим не просто грешат, а цинично попирают наш суверенитет, пытаются вмешиваться в дела России, осуществляют действия, несовместимые ни с законом нашей страны, ни с международными правилами и нормами».
Кроме того, на основании выводов комиссии могут быть подготовлены поправки в законодательство, добавил Володин. Миронов предложил «расследовать факты финансирования деятельности по вмешательству во внутреннюю политику России из-за рубежа».
Исаев подчеркнул, что создана именно комиссия Госдумы – «орган, обозначенный в Конституции». Она будет анализировать и новую информацию, связанную с иностранным вмешательством, пообещал единоросс: «Мы глубоко убеждены, что поставлена очень важная и серьезная проблема. Мы с вами все помним, что Россию на протяжении нескольких лет периодически обвиняют во вмешательстве в выборы, во внутренние дела других государств. Никаких реальных доказательств этого представлено не было. Что касается вмешательства во внутренние дела России, то некоторые факты уже представлены нашим МИДом: размещение на сайте посольства США точек сбора на несанкционированной акции в Москве, прямые призывы «Голоса Америки» и Deutsche Welle – немецкого гостелеканала – к участию в несанкционированных акциях, на наш взгляд, являются примерами открытого вмешательства во внутренние дела России». Среди других примеров такого вмешательства Исаев назвал «тренировочные лагеря в Прибалтике», «инструктаж представителей так называемой несистемной оппозиции в США» и ежегодные съезды несистемной оппозиции в Вильнюсе.
Аналогичная по смыслу временная комиссия по защите суверенитета России есть и в Совете Федерации: в мае 2018 г. она выпустила доклад о вмешательстве Запада в выборы президента России. Однако думская комиссия будет работать самостоятельно, пообещал Исаев.
Кому это надо
История с иностранным вмешательством в выборы призвана перебить повестку протестов против недопуска оппозиционеров к выборам в Мосгордуму, а указание обсудить эту тему пришло в Госдуму из администрации президента, говорит человек, близкий к мэрии Москвы. Для этого же, по его словам, в дни протестов проводились различные фестивали в Парке Горького: «В администрации президента считают, что чем больше их обсуждают, в том числе в негативном контексте, тем лучше: идет перебивание протестной повестки». Человек, близкий к администрации президента, говорит о нескольких центрах силы, из которых вышла история с вмешательством Запада в выборы: это и мэрия, и администрация президента, и силовики, а сама Госдума «с радостью к этой теме присоединилась». «Работает это скорее не на размывание повестки, поскольку она уже задана, а на то, чтобы сократить присоединение к протестующим, в частности, патриотически настроенных критиков власти», – добавляет собеседник.
О вмешательстве посольства США и Deutsche Welle во внутренние дела России после акций протеста первой заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Как вмешательство она расценила, например, размещение на сайте посольства США карты с маршрутом протестной акции 3 августа: «И только внизу последней строчкой было написано, что ожидается большое количество сил правопорядка и просьба избежать этого маршрута. Но, как мы понимаем, 90% этой информации как раз таки призывало людей подключиться к этому мероприятию».
На самом деле посольство информировало находящихся в Москве американцев о ситуации в городе накануне каждой протестной акции, указывая, каких улиц и площадей лучше избегать. Так, в сообщении от 3 августа было отмечено, что, учитывая протестную активность и большое количество полиции, гражданам США не следует появляться на маршруте протестной акции, а в следующих сообщениях посольство предупреждало о возможном чрезмерном применении силы полицией и тоже рекомендовало избегать опасных мест.
Deutsche Welle Захарова обвинила в публикации прямого призыва «Москвичи, выходите». Телекомпания категорически опровергла это обвинение, подчеркнув, что лишь освещала протесты в Москве, а ее корреспондент был при этом задержан полицией.
Что из этого получится
Володин – член Совета безопасности, у него есть возможность прямой связи с президентом, так что это как его собственная инициатива, так и инициатива сверху, считает политолог Сергей Марков: «Протесты стали шире, поэтому имеет смысл их опасаться, а значит, надо принять политические меры по их предупреждению. Поскольку самое слабое место – связь движения с интересами других государств, которые находятся в состоянии гибридной войны с Россией, то в этом направлении и будет наноситься удар». Потому и началась гонка сбора данных о связи лидеров протестов с иностранными государствами, продолжает эксперт: «Теперь важно, кто найдет более четкий компромат, а искать будут все: и Госдума, и Совет Федерации, и ФСБ, и СВР, и «Единая Россия». И дело чести найти его первым. У Аркадия Райкина в свое время была миниатюра, как надо занимать детей: дайте им бетономешалку, кто больше замесов сделает за смену. Здесь началась гонка в этом стиле». По умолчанию очевидно, что «лидеры протеста – иностранные агенты, но доказательств нет, поэтому началась гонка сбора этих доказательств», считает Марков: «Это будет оказывать деморализующее воздействие на протестующих. Они могут как не верить этому, так и верить. В конце концов они могут сказать: зачем идти под дубинки ОМОНа, если оппозиционеры даже скрыть эту связь не могут?»
«Совет Федерации – верхняя палата, отвечает, видимо, у нас за вмешательство Запада в выборы президента, а Госдума – палата пониже и отвечает за вмешательство Запада в региональные и муниципальные выборы. Это все кажется проявлением тренда общей глупости и фобий всего иностранного. Непонятно, кого это может убедить: те, кто поддерживает власть, и так считают, что Запад виноват в протестах», – полагает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников. Никакого эффекта от работы этой комиссии не будет, тем более что говорят только о двух случаях – с американским посольством и Deutsche Welle, добавляет он: «В целом это поддержка общей линии и подключение к ней квазиинституциональных инструментов вроде Госдумы».
Исправленная версия. Во втором абзаце уточнена дата первого заседания