Лавров разъяснил суть разногласий на переговорах с Японией

Москва готова отдать часть Южных Курил, только если Токио признает их российскими
Ни Россия, ни Япония не желают смягчить свои позиции по Южным Курилам. Но это придется сделать, считает эксперт
Ни Россия, ни Япония не желают смягчить свои позиции по Южным Курилам. Но это придется сделать, считает эксперт / Sergei Krasnoukhov / AP

Почти через год после призыва президента Владимира Путина к заключению мирного договора с Японией «без всяких предварительных условий» стороны так и не сдвинулись в переговорах. Это следует из слов министра иностранных дел Сергея Лаврова, который рассказал о ходе работы над договором на молодежном форуме «Территория смыслов» в четверг.

По словам министра, российская сторона «исходит из того, что подписание мирного договора должно быть нацелено на констатацию тех реалий, которые сложились после Второй мировой войны, на признание [Японией] итогов Второй мировой войны, в соответствии с которыми острова Южной Курильской гряды, все четыре острова, являются территорией России, как продолжательницы СССР». При этом, ссылаясь на Декларацию 1956 г., российские дипломаты настаивают на том, что сначала должно последовать «подписание договора, а потом рассмотрение вопроса о передаче – не о возвращении – в духе доброй воли двух этих островов», отметил Лавров. В декларации СССР заявил о готовности передать острова Хабомаи и Шикотан Японии после подписания мира, «исходя из доброжелательного отношения к Японии и учитывая интересы японского народа». «И наши японские коллеги здесь никак не могут изменить свою позицию», – сказал Лавров.

Но ситуация не тупиковая, считает министр. МИД, по его словам, выполняет поручения президента Путина, развивая отношения с Японией во всех областях. Однако есть сложности при организации совместной хозяйственной деятельности на спорных островах и в других вопросах. Россию беспокоит «сильнейшая зависимость Токио от Вашингтона», основывающаяся на договоре о военно-политическом союзе 1960 г., который дает США право открывать военные базы по всей территории Японии. Кроме того, российские власти «не могут закрывать глаза» на то, что Япония голосует за США и против России по всем спорным вопросам в ООН, а также на то, что она хоть и в усеченном виде, но присоединилась к санкциям Запада против России, отметил министр. Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Путин в сентябре 2018 г. предложил премьеру Японии Синдзо Абэ подписать договор до конца 2018 г., а уже потом решать территориальную проблему.

Чтобы мирный договор когда-нибудь был подписан, «подвинуться» придется обеим сторонам, отмечает политолог Федор Лукьянов: «Суть переговоров – от запросных позиций двигаться к уменьшению разрыва и в какой-то точке сойтись на взаимоприемлемом компромиссе». По словам эксперта, сложно представить, как это сейчас может быть достигнуто: «Путин ведь не случайно говорит японцам, что сначала нужна абсолютно другая атмосфера в отношениях». Нужен очень высокий уровень доверия между странами, чтобы Япония могла согласиться на признание островов российскими, если российская сторона не смягчит требование о признании статус-кво до подписания мирного договора, поясняет эксперт. В целом, считает он, «никто не готов подойти к моменту, когда надо будет реально делать какие-то серьезные политические жесты»: территориальные уступки крайне не популярны ни в одной из стран мира.

Спорные острова: между Россией и Японией