Китайские власти открыто грозят протестующим в Гонконге
Но пока надеются избежать силового вмешательстваПрезидент США Дональд Трамп заявил в своем Twitter во вторник, что американская разведка проинформировала его о переброске китайских войск на границу с Гонконгом, где массовые акции протеста не утихают уже более двух месяцев. Поводом для первой крупной акции в Гонконге 9 июня стал инициированный местными властями законопроект об экстрадиции, разрешающий выдачу обвиняемых в Китай. Несмотря на то что 9 июля глава администрации Гонконга Кэрри Лам сказала, что поправки в законопроект «мертвы», акции продолжились. Местные жители, особенно молодежь, все чаще заявляют о нежелании ассоциировать себя с Китаем.
Гонконг стал китайским в результате китайско-британского соглашения, закрепившего за ним статус особого региона в рамках политики «Одна страна – две системы» (с правом иметь экономическую и политическую системы, отличные от принятых в социалистическом Китае). Документ гарантировал 50-летний переходный период (до 2047 г.), в течение которого бывшая британская колония получила самостоятельность в вопросах, не касающихся обороны и внешней политики. Но председатель КНР Си Цзиньпин в 2017 г. заявлял, что любое открытое выступление против властей Китая может подорвать договоренности.
12 августа официальный представитель канцелярии по делам Гонконга и Макао госсовета КНР Ян Гуан заявил, что в насильственных действиях демонстрантов в Гонконге уже начали проявляться первые «ростки терроризма»: они «используют крайне опасные предметы для нападения на сотрудников полиции». 2 июля Джереми Хант, бывший тогда главой британского МИДа, предупреждал Пекин о серьезных последствиях в случае несоблюдения положений Объединенной декларации, касающихся прав граждан.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин пояснил «Ведомостям», что китайские законы гласят, что если беспорядки на территории Гонконга выходят из-под контроля и создают угрозу единству страны, то КНР, по просьбе местных властей, имеет право ввести силы с материка. По информации, которую Кашин получил от коллег в Китае, власти, вероятно, планируют разобраться с протестами силами местной полиции. КНР «рассчитывает на фактор времени, растущую усталость населения от нарушения экономической активности. Скоро начинается академический год, а большая часть протестующих – это студенты. Власти могут продержаться до момента, когда волна протестов спадет, и ее можно будет подавить». Эксперт добавил, что в последнее время Пекин пытается открыто повлиять на протестующих: дает «жесткие комментарии в СМИ и проводит демонстративные перемещения сил народной вооруженной полиции – аналога Росгвардии, специально подготовленного для подавления беспорядков».
Однако, если произойдет сильная радикализация, увеличится количество насилия и число жертв среди полиции, начнутся более массовые нападения на правительственные здания, КНР придется пойти на подавление протеста, чтобы не выглядеть слабой, уверен Кашин.
Что же касается заявлений Великобритании, эксперт уверен, что она сможет лишь присоединиться к действиям США, которые готовят к обсуждению в конгрессе законопроект о правах человека в Гонконге. Он «позволит поставить вопрос, что Гонконг не является самоуправляемой территорией, автономия является фиктивной. Следующий шаг – распространить ограничения, которые ранее касались только Китая, на Гонконг».