Власти не пустили на выборы серьезных противников действующих губернаторов
Но на фоне протестной активности даже это может не сработать, предупреждают экспертыНесмотря на рост политизации общества и протестной активности, снижение рейтингов власти и прошлогодние поражения на выборах глав регионов, федеральный центр делает ставку на традиционный сценарий губернаторской кампании – 2019. Эти выборы сохраняют статус сугубо бюрократической, плановой процедуры замены высшего должностного лица региона: избирателям предлагается лишь одобрить выбор, сделанный президентом. Об этом говорится в докладе движения «Голос» об итогах регистрации кандидатов на губернаторских выборах.
Отказ от давно назревшей реформы муниципального фильтра (хотя в феврале 2019 г. рабочая группа при администрации президента одобрила идею снижения в два раза его верхнего порога) привел к ситуации, когда в подавляющем большинстве регионов даже для парламентской оппозиции оказалось невозможно выдвинуть своего кандидата без согласования с властью. Это порождает лишь два возможных сценария: торг между партией власти и ее оппонентами либо попытка независимого выдвижения с высоким риском споткнуться о муниципальный барьер. И в наиболее проблемных для власти регионах кандидаты, способные составить заметную конкуренцию губернаторам, оказались заблокированы.
Наиболее ярким таким примером стал отказ «Справедливой России» от выдвижения в Астраханской области популярного в регионе депутата Госдумы Олега Шеина. Федеральное руководство партии вообще отказалось выдвигать там своего кандидата, Шеин был вынужден пойти в качестве самовыдвиженца, но не смог собрать нужное для преодоления муниципального фильтра число подписей местных депутатов.
ЛДПР отказалась от участия в выборах в Забайкальском крае и Оренбургской области, хотя в 2018 г. на выборах в забайкальский парламент список партии набрал 24,6% голосов – всего на 3,7% меньше, чем «Единая Россия», и на 0,01% больше КПРФ. В Санкт-Петербурге ЛДПР выдвинула лидера своей фракции в городском парламенте Олега Капитанова, но тот принял предложение врио губернатора Александра Беглова перейти на работу в правительство города. В итоге конкуренцию самовыдвиженцу Беглову составят только Михаил Амосов («Гражданская платформа»), Надежда Тихонова («Справедливая Россия») и Владимир Бортко (КПРФ), хотя последнего сейчас тоже пытаются снять с выборов через суд.
В Забайкалье вообще сложилась уникальная ситуация, отмечают эксперты: там, кажется, впервые в новейшей истории в выборах губернатора не будет участвовать ни одна из парламентских партий. Врио губернатора Александр Осипов идет на них самовыдвиженцем, ЛДПР и эсеры отказались выдвигать своих кандидатов, а выдвиженец КПРФ не преодолел муниципальный фильтр. Вместо них зарегистрированы малоизвестные кандидаты от Российской партии пенсионеров за социальную справедливость, «Патриотов России» и Партии роста.
Выдвиженцев парламентских партий регистрируют, но не всегда и не везде, при этом соперников от непарламентских партий губернаторы и работающие на них технологи выбирают сами, объясняет человек, близкий к администрации президента: «В случае, когда не регистрируют кандидата от парламентской партии, чтобы не было рисков для избрания кандидата от власти, об этом информируют администрацию президента, и она дает на это согласие.
Партии уведомляются, что их кандидаты не будут зарегистрированы. Решение по техническим кандидатам от непарламентских партий штабы принимают самостоятельно, администрацию о них ставят в известность».
Ситуация с регистрацией кандидатов от парламентских партий действительно сложная, поскольку есть риск протестного голосования, согласен политтехнолог Григорий Казанков: «Возможность консолидации протестного голосования вокруг таких кандидатов выше, чем для представителей непарламентских партий. Хотя проблема шире, она касается в целом партийной системы, к которой нет доверия: протестное голосование идет не за КПРФ или ЛДПР, а против власти в целом».
Политолог Константин Калачев оценивает итоги регистрации на губернаторских выборах как «полное торжество административного ресурса». Кандидаты от власти потеряли способность вести политическую борьбу, потому в ходе подготовки к выборам задействованы самые одиозные практики, включая набор несерьезных кандидатов, констатирует эксперт. По его словам, администрация президента раньше настаивала на регистрации кандидатов от парламентских партий, но при нынешнем политическом менеджменте аппаратная логика заменила политическую. Четыре вторых тура на губернаторских выборах – 2018 еще можно было списать на пенсионную реформу. Но выборы-2019 не похожи на прошлогодние: тогда Кремль делал ставку в том числе и на кандидатов, имеющих высокие антирейтинги и низкие рейтинги, теперь же таких кандидатов от власти на выборах нет. «Все это выдает неуверенность [Кремля] в результатах собственных кандидатов, а также превращает выборы в имитацию и профанацию», – говорит Калачев. Но если кто-то из получивших регистрацию оппонентов власти хоть как-то будет участвовать в кампании, он сможет собрать протестные голоса, полагает эксперт.
Такой сценарий не исключен, согласен политолог Михаил Виноградов. Чем более референдумный характер приобретает кампания, тем больше против кандидата работает его антирейтинг, другое дело – не все кандидаты от власти успели его накопить.