Петр Порошенко уехал отдыхать от следствия

Экс-президента Украины преследует бывший юрист администрации Виктора Януковича
На обвинения Портнова Порошенко ответил не сразу
На обвинения Портнова Порошенко ответил не сразу / Serg Glovny / ZUMA / Wire / ТАСС

По заявлению главы Госбюро расследований (ГБР) Украины Романа Трубы, экс-президент Петр Порошенко фигурирует в 11 криминальных производствах, однако уклоняется от следствия. Он «выбрал странную тактику информационной защиты» и «упорно отрицает действительность», написал Труба 30 июля в своем Telegram-канале. На данный момент Порошенко находится за границей. Он вместе с семьей вылетел 28 июля сначала в Стамбул, а оттуда – в Дубай. Часть родственников бывшего президента покинула Украину еще раньше. Его нынешнее местонахождение неизвестно.

Из материалов СМИ следует, что Порошенко не явился на назначенный 25 июля допрос. Он предлагал Трубе провести переговоры накануне, однако тот отказался. «Говорит, что директор ГБР не должен вмешиваться в ход следствия, и идет в мой кабинет – вместе с народным депутатом, пресс-секретарем и охраной – с требованием провести допрос здесь и сейчас», – комментирует поведение Порошенко глава ГБР. По заявлению адвоката Порошенко Игоря Голованя, его клиент не имеет статуса подозреваемого, а проходит по возбужденным делам как свидетель.

Автор наиболее громких заявлений в ГБР на Порошенко – Андрей Портнов, бывший руководитель Главного управления по вопросам судоустройства при администрации президента Виктора Януковича. После смены власти он уехал сначала в Россию, затем в Австрию. На Украину он вернулся лишь незадолго до присяги Владимира Зеленского в мае этого года и на следующий же день обратился в ГБР с первым заявлением против Порошенко в госизмене. По версии заявителя, 25 ноября 2018 г. Порошенко спровоцировал захват россиянами трех кораблей ВМС Украины, чтобы ввести в стране военное положение и таким образом отодвинуть дату выборов и ограничить ряд конституционных прав граждан.

Второе дело, также инициированное Портновым, обвиняет Порошенко в отмывании средств и неуплате налогов при продаже им судостроительного завода «Кузня на Рыбальском». Третье заявление, поданное Портновым в ГБР, касалось телеканала «Прямой», которым Порошенко «в составе организованной преступной группы завладел с целью отмывания и вывода через офшор денежных средств».

На обвинения Портнова Порошенко ответил не сразу. Лишь в июле он заявил об утечке из ГБР данных, которые должны быть защищены по закону. Портнов эти заявления опроверг.

Другой заявитель на Порошенко – депутат Дмитрий Крючков. Он обвинил Порошенко в координации преступной схемы приватизации компании «Центрэнерго», в результате которой произошло хищение госсредств на сумму 6 млрд грн.

«Телеканал 360» цитирует украинского политолога Михаила Погребинского, который полагает, что отъезд Порошенко похож на «побег». По мнению председателя правления киевского центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, Порошенко, «возможно, страхуется», но веских оснований этому нет. Эксперт напомнил, что уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Украины имеет принципиальные отличия от российского. «Криминальное производство» (а не уголовное дело), в котором сейчас участвует Порошенко, может быть открыто по любому заявлению и означает лишь процесс расследования. «Никаких прямых обвинений [против Порошенко] или доказательств, необходимых для задержания, в публичном пространстве нет», – добавил он. По словам эксперта, высокий чиновник одной из правоохранительных структур сказал ему, что «в Украине, в соответствии с УПК, ни одного большого чиновника или политика посадить невозможно». Причина – в институте денежного залога, объясняет Фесенко.

Прессинг Портнова, по мнению Фесенко, может означать «жажду мести». Портнов, по данным «РБК-Украина», является «многолетним другом» главы офиса Зеленского Андрея Богдана. Менее ясны мотивы действий главы ГБР Трубы, говорит Фесенко: «Некоторые говорят о цепочке Труба – Портнов – Богдан, но также возможно, что он хочет сделать себе имя или показать, что может быть лояльным и полезным Зеленскому». Сам президент Зеленский вряд ли стоит за прессингом на Порошенко – у него пока нет контроля над необходимыми структурами, добавляет эксперт. «У нас сильный политический плюрализм, ничто не подчинено одному человеку», – говорит Фесенко.