Найти пути к спасению ядерной сделки с Ираном пока не удается

Попытки европейцев ублажить Тегеран позволяют ему наращивать свои требования, считает эксперт
Генсек Европейской службы внешнеполитической деятельности Хельга Шмид (слева) признала, что на переговорах по-прежнему «преобладает тупик»
Генсек Европейской службы внешнеполитической деятельности Хельга Шмид (слева) признала, что на переговорах по-прежнему «преобладает тупик» / Ronald Zak / AP Photo

Очередная встреча дипломатов Великобритании, Франции, Германии, Китая, России и Ирана по вопросам сохранения ядерной сделки и снижения напряженности в Персидском заливе, прошедшая в воскресенье в Вене, не принесла заметных результатов. Обсуждение путей спасения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) после выхода из него США продолжится в сентябре на уровне министров иностранных дел.

Председательствовавшая на совещании генсек Европейской службы внешнеполитической деятельности Хельга Шмид признала, что на переговорах по-прежнему «преобладает тупик», хотя их участники единогласно «подтвердили свою неизменную приверженность сохранению СВПД». Представитель МИД Китая Фу Конг сообщил, что все стороны «выразили свою решительную позицию против одностороннего введения санкций в США». А МИД России отметил, что исправление ситуации «возможно лишь в случае неукоснительного выполнения всеми сторонами своих обязательств при должном учете интересов друг друга».

Представитель Ирана Аббас Аракчи назвал встречу «конструктивной», но оговорился, что она не дала Тегерану гарантий соблюдения его интересов. Он также напомнил о задержании Гибралтаром и британскими военными в нарушение СВПД иранского танкера Grace 1. В ответ Иран задержал в Ормузском проливе британский танкер Stena Impero.

Президент Ирана Хасан Рухани уже намекал, что обмен танкерами смог бы снизить напряженность в регионе, отмечает The Wall Street Journal. Но новый британский министр иностранных дел Доминик Рааб заявил, что принцип «услуга за услугу» здесь неуместен, так как речь идет о несоблюдении Ираном международного права. Ключевое требование Лондона – гарантировать, что 2 млн баррелей нефти с Grace 1 не попадут в Сирию в нарушение эмбарго ЕС. Однако представитель правительства Ирана Али Раби ранее говорил, что у Тегерана «нет никаких оснований давать [такие] гарантии».

Европейцы на встрече в Вене также напомнили о запущенном ими механизме платежей INSTEX, призванном облегчить торговлю с Ираном в обход санкций США. Но Аракчи считает, что INSTEX еще не функционирует, хотя и «находится на завершающей стадии».

Руководителю центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александру Шумилину механизм INSTEX не кажется спасительным для ядерной сделки: «INSTEX – это для мелкого бизнеса, и Иран в нем разочарован, потому что он не предназначен для нефти». По его мнению, попытки Европы ублажить Иран развязывают Тегерану руки и позволяют наращивать требования и применять силовые рычаги, но сохранить сделку в первоначальном виде уже не удастся. Вероятен сценарий, при котором обе стороны предпочтут понижать уровень взаимодействия без официальных заявлений о прекращении сделки, предполагает эксперт. Но тенденция, по его словам, состоит в том, что «европейцы помимо своей воли обречены дистанцироваться от Ирана и приблизиться к позиции США».