Борис Джонсон порадовал соратников и разозлил противников
Первые шаги нового британского премьера заметно повысили рейтинги консерваторовНовый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон за первые пять дней произвел значительные перестановки в правительстве, запустил новую информационную кампанию по поводу выхода из Евросоюза и вступил в переговоры с Брюсселем об условиях Brexit.
Из правительства выбыло более половины членов, и только шестеро сохранили прежние посты. Среди новых министров – «бескомпромиссные сторонники Brexit», отмечает Financial Times. Особую надежду Джонсон возлагает на новый «военный кабинет»: в него, в частности, вошли министр финансов Саджид Джавид, Майкл Гоув, который будет отвечать за подготовку сценария Brexit без сделки с ЕС, министр иностранных дел Доминик Рааб, секретарь Brexit Стив Барклай и генпрокурор Джеффри Кокс.
Новые министры по поручению премьера уже включились в кампанию по разъяснению деталей Brexit без сделки с ЕС. Так, Гоув заявил The Sunday Times, что новый кабмин «отталкивается от предположения», что с Брюсселем не удастся договориться, так как тот до сих пор не изменил своего решения о «бэкстопе» (особый режим на границе Ирландии и Северной Ирландии). Джавид поделился с The Sunday Telegraph новостью о «значительном дополнительном финансировании» для подготовки к 31 октября (дата Brexit) – в частности, на оплату дополнительных услуг пограничников и помощь компаниям в обеспечении движения товаров. А министр внутренних дел Прити Патель пообещала прекратить «автоматическое право на въезд для граждан ЕС с работой или без работы», чтобы отдать предпочтение своим специалистам.
При этом Джонсон продолжает и попытки договориться с ЕС о более подходящих вариантах сделки. Правда, уходящий председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заверил Джонсона, что заключенное соглашение является «единственно возможным». Но его преемница Урсула фон дер Ляйен ранее заявляла, что готова продолжать переговоры, назвав жесткий Brexit «плохим результатом для обеих сторон». При этом реальный прогресс Джонсон считает возможным только при пересмотре позиции Брюсселя по дальнейшему пребыванию Северной Ирландии в составе Таможенного союза ЕС и по единому европейскому рынку после переходного периода Brexit.
Готовность Джонсона к выходу без сделки уже вызвала немало критики. Так, лидер консерваторов Шотландии Рут Дэвидсон сообщила, что откажется поддержать Brexit без сделки, поскольку отсутствие договоренностей с ЕС нарушит двустороннюю торговлю. А премьер Ирландии Лео Варадкар предположил, что из-за жесткого Brexit многие жители Северной Ирландии начнут задумываться об объединении острова. Отмена прозрачности границ и торговых договоренностей несет большие финансовые риски для североирландцев, большинство из которых голосовало против Brexit на референдуме 2016 г., напомнил он.
Тем не менее первые шаги Джонсона повысили популярность консерваторов: по данным опроса The Sunday Times, за последнюю неделю рейтинг партии вырос на 6 п. п., а отрыв от лейбористов – до 10%.
Если экс-премьер Тереза Мэй формировала правительство, опираясь на компромиссы, то Джонсон сделал ставку на решительных евроскептиков, отмечает гендиректор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов. Кроме того, новый кабинет во многом составлен из людей, которые не преуспели на прежних должностях, добавляет он: «[Экс-глава МВД] Джавид так и не смог справиться с преступностью в Лондоне, Патель ушла с прежнего поста из-за скандала и т. д. Нынешняя команда во многом экспериментальная, сложно предсказать, насколько у них получится». Что же касается слухов об объединении двух Ирландий, то они ходят давно, но, по опросам, сторонников выхода Северной Ирландии из Великобритании пока недостаточно, хотя жесткий Brexit «наверняка подстегнет сепаратистские настроения в регионе», заключает эксперт.