Индия может заключить контракт на покупку российских ракетных двигателей

Это позволит смягчить последствия возможного отказа США от их закупки
На сегодняшний день «Энергомаш» является одним из самых финансово устойчивых предприятий космической отрасли
На сегодняшний день «Энергомаш» является одним из самых финансово устойчивых предприятий космической отрасли / Энергомаш

О намерениях Индии сотрудничать с Россией в сфере космического двигателестроения сообщил вице-премьер Юрий Борисов по итогам заседания межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, состоявшегося в понедельник в Дели. «Индийская сторона выразила желание импортировать из России ракетные двигатели, которые будут использоваться в индийской ракетной программе», – сказал он по итогам встречи с сопредседателем комиссии, министром иностранных дел Индии Субраманиямом Джайшанкаром (цитата по ТАСС). Конкретный тип двигателей он не назвал, однако два топ-менеджера предприятий оборонной промышленности сообщили «Ведомостям», что речь идет о жидкостных РД-180, производимых химкинским «Энергомашем». До подписания твердого контракта с Индией дело пока не дошло, но сами переговоры находятся в продвинутой стадии и российская сторона рассчитывает на его заключение в перспективе от полутора до трех лет, говорит источник, близкий к комиссии: «У них амбициозные планы в части ракетостроения, но для их реализации им нужен компактный двигатель с тягой около 400 т. То есть РД-180». В «Роскосмосе» и «Энергомаше» от комментариев воздержались.

На сегодняшний день «Энергомаш» является одним из самых финансово устойчивых предприятий космической отрасли. Это положение дел обеспечил контракт, заключенный еще в 1997 г. между Россией и США: по его условиям химкинское предприятие обязывалось поставить в США 101 двигатель РД-180 на сумму около $1 млрд для последующей установки на ракеты-носители типа Atlas V. На  фоне крымского кризиса в 2014 г. конгресс США ввел запрет на использование РД-180, но спустя год был вынужден его отменить из-за неготовности американской компании Blue Origin в короткие сроки разработать собственный ракетный двигатель BE-4. Позже конгресс разрешил покупку еще 18 таких двигателей в период до 2022 г. Всего, по данным «Роскосмоса», в США было отправлено 116 этих двигателей. Параллельно «Энергомаш» поставляет двигатели РД-181 для американской ракеты Antares (в 2019–2020 гг. планирует отправить заказчику девять двигателей РД-181). По словам источника «Ведомостей», близкого к «Роскосмосу», исполнение данных контрактов позволило предприятию не только обеспечить загрузку мощностей в отсутствие спроса внутри страны (модификация двигателя РД-180В планировалась к установке на ракете-носителе «Русь-М», от которой отказались в 2011 г.), но и обновить производственные фонды и поднять культуру производства. Именно поэтому двигателестроительный холдинг «Роскосмоса» и будет строиться вокруг «Энергомаша», говорит собеседник.

Выступая в понедельник в образовательном центре «Сириус», гендиректор предприятия Игорь Арбузов заявил, что с российской стороны делается все, чтобы сотрудничество с США в сфере космического двигателестроения продолжалось и дальше, хотя американские власти несколько раз обещали отказаться от РД-180 уже к 2022 г. В такой ситуации подписание контракта с Индией поможет «Энергомашу» смягчить последствия ухода американских заказчиков, говорит источник в аппарате правительства. Кроме того, к 2022 г. предприятие должно кратно нарастить производство двигателей РД-191 для носителей семейства «Ангара», продолжить создание двигателей РД-107/108 для ракет семейства «Союз», а также обеспечить ввод в эксплуатацию двигателя РД-171МВ. Последний планируется установить на перспективную ракету «Союз-5», а впоследствии – сделать составной частью двигательной установки ракеты сверхтяжелого класса.