Национальным проектам не хватает позитивного восприятия
Пока в общественном мнении доминируют их критические оценки, выяснили экспертыСреди оценок национальных проектов в общественном мнении доминируют критические и формально позитивные, причем первых больше, говорится в докладе фонда «Петербургская политика» об итогах первого года реализации нацпроектов. Среди основных подходов к этой теме в публичном пространстве эксперты выделяют подчеркнуто комплиментарный, осторожно позитивный, заведомо скептический (разговоры о нереализуемости нацпроектов и несоразмерности расходов и достижений) и изначально негативный. Испытанием для нацпроектов станут итоги 2019 г. – условные «500 дней», говорится в докладе.
Скептицизм по отношению к проектам понятен, учитывая презумпцию коррупциогенности всех решений, связанных с крупными госрасходами. Но можно найти и аргументы в пользу их целесообразности – это, в частности, возвращение к внутренней повестке и более высокий уровень детализации целевых показателей. Потенциально проблемными могут стать проекты, на которые выделено меньше всего денег, считают эксперты: экология (в том числе из-за мусорной реформы), дорожная инфраструктура (из-за постоянной критики качества дорог) и цифровая экономика (из-за рисков файервола).
Согласно февральскому опросу ВЦИОМа, лишь 2% россиян хорошо знают о нацпроектах, еще 32% что-то о них слышали.
Есть инерция, связанная с восприятием нацпроектов 2005 г. и майских указов 2012 г., когда не был получен ответ о выполнении поставленных задач, говорит президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов. Из-за того что нацпроекты не особо замечали в первый год их запуска, остается инерционное восприятие, что есть много денег и за них все равно не отчитаются, считает эксперт: «Поэтому нужно искать какие-то сравнительные инструменты для оценки их реализации. И есть более понятные цели вроде снижения бюрократических препятствий для экономического роста, стимулирования экспорта, повышения доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса – на их практический результат можно посмотреть гораздо раньше 2024 г.».
С темой нацпроектов изначально были связаны несколько завышенные ожидания, полагает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Их оформляли как «стратегию прорыва», но уже в этом году для государства было важно с помощью их запуска перебить негативные социально-экономические настроения и снижение рейтингов». Но для этого мало развернуть финансирование, важно «приземлить» нацпроекты на уровень повседневной жизни граждан, о чем не раз говорил и президент, подчеркивает эксперт: «Но госаппарат традиционно отчитывается не о результате, а о процессе, а ряд принимаемых мер вроде ипотечных вычетов для многодетных не всегда даже в официальной риторике связываются с нацпроектами». Многие целевые показатели нацпроектов долгосрочные, результаты будут ближе к 2024 г., отмечает Бадовский: «Исходя из интересов следующего федерального электорального цикла это, может быть, и неплохо. Но на фоне негативной социально-экономической динамики результаты и их презентация объективно нужны раньше». Подстегнуть реализацию нацпроектов могут кадровые решения, полагает эксперт: президент Владимир Путин еще в феврале в послании говорил, что по результатам их реализации и социологии в 2020 г. могут быть сделаны выводы о качестве работы правительства и губернаторов.