Наказание за ложную экспертизу могут распространить на доследственную стадию
Такие экспертизы часто приводят к возбуждению уголовных дел о наркотиках и в сфере экономикиЗаведомо ложная экспертиза, проведенная до возбуждения уголовного дела, должна быть уголовно наказуема. Такую поправку к ст. 307 Уголовного кодекса внесла в четверг в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Василием Пискаревым. Сейчас ответственность предусмотрена лишь для авторов экспертиз, полученных уже в ходе следствия. Если ложное заключение приведет к возбуждению дела по обвинению в тяжком или особо тяжком преступлении, то эксперт, как и в случае с заключением на стадии следствия, может лишиться свободы на срок до пяти лет, следует из законопроекта.
«Эксперт должен отвечать за результаты своей работы не только в ходе расследования или рассмотрения дела в суде, но и когда только проверяется сообщение о преступлении. Ведь выводы экспертизы имеют определяющее значение при принятии решения, возбуждать уголовное дело или нет. Особенно в случаях, связанных с распространением наркотиков, оружия и боеприпасов, с преступлениями против личности или в сфере экономики», – говорится в комментарии Пискарева для СМИ.
Эта инициатива вселяет огромную надежду и оптимизм в практикующих адвокатов и юристов, говорит партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов. К сожалению, нередки случаи, когда эксперты состоят в неформальных отношениях с оперативниками или следователями, что позволяет последним заранее договариваться о результатах экспертиз, поясняет адвокат. По его мнению, особо следует обратить внимание на сформировавшуюся практику получения «порочных» экспертных заключений при проведении проверок по сообщениям о преступлениях в сфере экономики. Статистических данных, отражающих сложившуюся ситуацию, не существует, но количество жалоб и обращений со стороны защиты с целью оспаривания заключений эксперта на стадии доследственной проверки весьма значительно, говорит Варламов.
Львиная доля уголовных дел возбуждается на основании экспертных заключений, выполненных на стадии проверки сообщения о преступлении, яркий тому пример – уголовные дела, связанные с оборотом наркотиков, отмечает руководитель практики уголовного и административного права НЮС «Амулекс» Алена Зеленовская: «Я бы не хотела бросать тень на честность и неподкупность экспертов, но все же в практике факты злоупотребления экспертами своим служебным положением имели место. Поэтому есть надежда на то, что поправка немного дисциплинирует недобросовестных экспертов». Известны случаи, когда заведомо ложные экспертизы использовались и для отказов в возбуждении уголовных дел, особенно в отношении представителей незащищенных социальных слоев, что приводит к уходу от ответственности преступников, добавляет юрист.