Российские министры ночуют в президентских номерах
Высокопоставленные чиновники могут не экономить на командировочных, установила «Трансперенси интернешнл Россия»Только Минпромторг в 2016–2017 гг. потратил на проживание своих представителей в ходе зарубежных поездок минимум 19,2 млн руб., подсчитали авторы расследования, которое «Трансперенси интернешнл Россия» публикует во вторник. А министр промышленности Денис Мантуров во время зарубежных командировок селился в 5-звездочных отелях, выбирая номера президент-класса.
Такие данные стали доступны благодаря актам выполненных работ, которые публикует на сайте госзакупок ведомство. Так, в 2016 г. министр ездил в Джакарту налаживать торговлю России и Индонезии и останавливался в президентском номере отеля The Ritz-Carlton за 218 408 руб. в сутки. В том же 2016 году во время поездки в Шанхай он провел сутки в президентском номере отеля The Peninsula Shanghai за 1,388 млн руб. в сутки (площадь 400 кв. м, двухэтажная большая столовая, гостиная с камином и балконом, кабинет, туалетная комната для гостей, просторная отдельная гардеробная с радио, погодной панелью и сушилкой для ногтей, мраморная ванная комната, ежедневная корзина с фруктами и местная газета). Другие сотрудники ведомства в командировках тоже проводили время с комфортом. Так, ночь, проведенная в 2016 г. замминистра Георгием Каламановым в номере делюкс иерусалимского The David Citadel Hotel обошлась налогоплательщикам в 45 949 руб., а две ночи в люксе дубайского Five Palm Jumeriah Dubai – в 53 660 руб.
«Трансперенси» запросила информацию о фактических расходах на командировки в администрации президента, правительстве, Совете Федерации, Государственной думе, всех федеральных министерствах, агентствах, Счетной палате и Федеральном казначействе. Содержательными оказались только два ответа из более чем пятидесяти. Министерство транспорта сообщило, что в 2018 г. потратило на гостиницы для своих командированных сотрудников чуть более 14 млн руб. Роспечать в 2016–2018 гг. на оплату проживания, проезд к месту командирования и обратно израсходовала 16,9 млн руб. Кроме того, по данным сайта госзакупок, Управделами президента с 2016 по 2018 г. потратило почти 1,2 млрд руб. на командировки собственных служащих, а также служащих администрации президента, аппарата правительства и аппарата полномочных представителей президента. Однако детальную информацию о стоимости поездок своих чиновников дали только два ведомства: Минобразования и Минпромторг, у которого расходы на командировки оказались заметно скромнее.
Как пояснила пресс-служба Минпромторга, общий объем средств федерального бюджета на командировочные расходы согласовывается при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период. Решения о направлении сотрудников центрального аппарата Минпромторга России принимаются правительством при командировании министра, министром – при командировании заместителей и помощников министра, советников и директоров департаментов министерства. В ходе проверок Счетной палатой Российской Федерации исполнения федерального бюджета за соответствующий год осуществлялись в том числе проверки командировочных расходов.
Расходы госбюджета на поездки чиновников – слепая зона для контролирующих органов, уверен руководитель «Трансперенси» в Калининграде и один из авторов исследования Игорь Сергеев. Формально существуют предельные нормы расходов на проживание чиновников во время зарубежных командировок, но эти ограничения легко обойти – во-первых, чиновник может просто получить от своего руководителя разрешение превысить нормы и это считается достаточным обоснованием. Кроме того, в 2005 г. правительство своим постановлением вывело из-под действия ограничений министров и их заместителей, руководителей госкомитетов, федеральных служб и федеральных агентств, а также их заместителей и всех членов правительственных делегаций. Как разъяснил Минфин, министры должны согласовывать с премьером только направление и цели поездки, ее стоимость не лимитируется, отмечает Сергеев. По данным Казначейства и Счетной палаты, бюджетная отчетность не предусматривает отдельной графы, отражающей расходы на командировки, поэтому такие расходы фактически остаются вне контроля. По мнению авторов доклада, и нормативная база, и правоприменительная практика здесь нуждаются в доработке.