Конституционный суд проанализировал исполнение своих решений Думой

Неисполненных решений по-прежнему много, хоть их число и снижается
Госдуме потребовалось слишком много сил на разгребание завалов
Госдуме потребовалось слишком много сил на разгребание завалов / Андрей Гордеев / Ведомости

В настоящий момент не исполнено 31 постановление Конституционного суда (КС), при этом только девять из них приняты в текущем году, об этом говорится в информационно-аналитическом отчете, который опубликован на сайте суда. Восемь неисполненных решений остались с 2018 г., четыре дожидаются с 2017 г., самые старые датированы 2010 г.

Всего, подсчитали в КС, в 2018 г. там приняли 47 постановлений, из них в 19 случаях нормы закона были признаны не соответствующими Основному закону страны и в 17 случаях было дано предписание о необходимости осуществления правового регулирования. Федеральным законодателем в прошлом году всего во исполнение решений КС принято 16 федеральных законов. Еще 16 находятся в Госдуме на различных стадиях законодательного процесса.

В целом ситуация улучшается: в 2016 г., например, число неисполненных решений КС достигало 45. При этом исполнение решений, принятых относительно недавно, «характеризуется достаточной оперативностью», признает суд. Так, почти все решения, принятые в 2017 г., уже исполнены, а оставшиеся четыре законопроекта в настоящий момент находятся в Госдуме. Сложнее с принятыми в предшествующие годы – семь законопроектов, внесенные в Госдуму предыдущего созыва, находятся там без какого-либо движения.

Проблема в том, что регламент Госдумы позволяет депутатам нового созыва отказываться от рассмотрения либо менять очередность прохождения так называемых переходящих законопроектов, отмечает секретариат суда. Если все другие субъекты нормотворчества (президент, правительство, региональные законодательные и исполнительные органы государственной власти) связаны соответствующими сроками реализации решений суда, то депутаты Госдумы в этом отношении ничем не ограничены. Ситуация осложняется тем, что Госдума нередко еще и отклоняет законопроекты, разработанные во исполнение решений КС. В 2018 г., например, отклонено четыре подобных законопроекта, а правительством даны поручения о подготовке новых только по двум решениям. Исполнение решений еще по двум – о порядке прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям (о праве родственников на реабилитацию) и защите прав несовершеннолетних собственников жилых помещений – затягивается. Похожая судьба постигла законопроект во исполнение принятого еще в 2012 г. решения, позволяющего накладывать взыскание на единственное жилье должника, если его размеры выходят за пределы «разумной потребности». В 2017 г. Госдума отклонила подготовленный правительством законопроект, а новый все еще разрабатывается.

Представитель Госдумы в КС Марина Беспалова объясняет задержки в работе тем, что депутатам нынешнего созыва пришлось буквально разгребать завалы законопроектов, оставшиеся от предыдущего. Это потребовало большого количества сил и ресурсов. Однако теперь работа постепенно входит в стабильное русло и это, безусловно, отразится на исполнении решений КС, уверена она. По словам Беспаловой, доклад секретариата КС уже обсудили на Совете Госдумы, законопроекты включены в план работы, а необходимые поручения даны. Проблема в том, что КС иногда принимает решения, которые трудно понять и, соответственно, очень трудно исполнить, признается федеральный чиновник.

Тема исполнения решений КС – ровесница самого суда, хотя раньше количество решений было выше, напоминает доцент Российского государственного университета правосудия Ольга Кряжкова. Официально это принято объяснять тем, что часть законопроектов достается в наследие текущему созыву Госдумы от предыдущих созывов и зависает. Но, разумеется, это не единственное объяснение: на исполнении решений сказывается и то, что сроки для разработки законопроекта установлены, а для дальнейшего их принятия в парламенте – отсутствуют. Не исключено, что у неисполнения конкретных решений есть и политические причины, добавляет эксперт. Например, это дело о возможности регистрации по месту жительства в дачных домиках. Видимо, это слишком значимая история, задевающая интересы многих ведомств.