Как Дональд Трамп и Томас Хомэн выставят мигрантов из США
Дональд Трамп нашел человека, который согласен с его миграционной политикой и умеет ловить нелегаловДональд Трамп хочет, чтобы в США появился новый царь. Так в США называют высших чиновников, отвечающих за проблемные для страны сферы. Например, когда пошла волна ВИЧ-инфекции, появился «царь СПИДа», были цари автопрома, финансов и т. д. А теперь Трамп хочет видеть царя границы, т. е. человека, отвечающего за борьбу с нелегальными мигрантами. Публикации о том, что Белый дом ищет кандидата в цари, появились в апреле. А теперь Трамп понял, кто это должен быть: 57-летний Томас Хомэн, который не ловил нелегалов на границе, а вычислял и выдворял их по всей стране, когда возглавлял Иммиграционную и таможенную полицию США (ICE). Сейчас он в отставке и пишет колонки для СМИ.
Трамп объявил о своем выборе в обычной манере – неожиданно для всех. Упомянул между прочим в эфире программы Fox & Friends на телеканале Fox News в пятницу неделю назад. «[Хомэн] потрясающий, жесткий и умный <...> Подчиняться станет непосредственно мне. Возможно, будет работать вне Белого дома, проводя много времени на границе», – сказал Трамп. Правда, у коллег Хомэна другое мнение: туповат, зато готов идти на компромиссы, анонимно рассказали они интернет-изданию Mother Jones.
Для чиновников слова Трампа стали полным сюрпризом. Они не успели ни согласовать полномочия нового царя, ни договориться, какую официальную должность он займет, и даже не знали его имя, уверяют источники CNN. Более того, сам Хомэн узнал о своем назначении от журналистов. Он сказал, что пока не дал официального согласия. Для человека, которого прочили в министры внутренней безопасности США, вполне логично желание поторговаться.
Впрочем, Трампу не впервой оглушать свое окружение неожиданными кадровыми решениями. Год назад он похожим образом сообщил в беседе с журналистами о назначении Роберта Уилки министром по делам ветеранов США. Уилки в тот момент был на каком-то мероприятии, где его неожиданно стали хлопать по плечу и поздравлять с повышением.
Грудь колесом
Для Трампа, помешанного на внешности сотрудников, Хомэн просто находка, иронизирует Mother Jones: экс-полицейский с грудью как бочка. Два анонимных собеседника издания уверяли, что Хомэну даже не нужно запугивать людей – настолько угрожающе он выглядит. Трампу кто-то сказал, что Хомэн производит впечатление очень опасного человека. «Это как раз то, что мне надо», – ответил президент.
Отец Хомэна получил две Бронзовые звезды и Пурпурное сердце на Второй мировой войне. Потом он вернулся на север штата Нью-Йорк и поселился в д. Западный Карфаген примерно в 30 милях к югу от канадской границы. Работал неполный день полицейским и механиком. Мать Хомэна в разное время трудилась на текстильной фабрике и в столовой двух больниц.
В 1983 г. Хомэн окончил Политехнический институт штата Нью-Йорк по специальности «уголовное правосудие» и стал полицейским в своей деревне. Через год он отправился в противоположный конец страны, на юг, в Калифорнию, чтобы вступить в пограничный патруль. В те годы мигранты не считались особой проблемой, ФБР получало в 2 раза больше федерального финансирования, чем Служба иммиграции и натурализации (упразднена после терактов 11 сентября), в состав которой входил патруль. Как пишет Mother Jones, сейчас на миграционные службы федеральный бюджет тратит вдвое больше, чем на ФБР.
В 1986 г. Хомэн с товарищами захватили рекордную партию кокаина – почти 6 ц стоимостью около $75 млн – и двух контрабандистов. После этого его сделали специальным агентом в Финиксе, крупнейшем городе соседнего штата Аризона. В 1999 г. он переехал еще восточнее, в Техас. К этому времени конгресс значительно усилил пограничный контроль. В результате вместо того, чтобы уезжать после сезонных работ, мексиканцы стали оставаться на территории США. Другим последствием стало то, что нелегально пересечь границу стало не только дороже, но и опаснее. Из-за этого к 2010 г. погибло около 5000 мигрантов, утверждал социолог из Принстонского университета Дуглас Мэсси.
Один из таких случаев поручили расследовать Хомэну. В 2003 г. американский дальнобойщик пытался переправить более 70 мигрантов из Мексики в США. Он загрузил их в металлический трейлер, но в пути температура в нем поднялась выше 43 градусов по Цельсию. Погибло 19 человек, в том числе пятилетний мальчик. Хомэн тяжело воспринял случившееся: его сыну было как раз пять лет.
Дело получило широкую огласку. Через несколько месяцев Хомэна вызвали свидетельствовать перед конгрессом. Он поблагодарил власти за то, что у миграционной службы теперь больше полномочий. Но поругал за «морковку амнистии». Периодически власти разрешают незарегистрированным мигрантам легализоваться. Последним, кто делал послабления, был Барак Обама: уплатив штраф в $500, можно было получить временный статус мигранта. «Пока эта морковка болтается на палке, у нас не закончатся проблемы с мигрантами», – пугал Хомэн конгрессменов.
К тому времени Служба иммиграции и натурализации была упразднена, а вместо нее созданы три новые службы, которые вошли в состав нового министерства национальной безопасности. Одной из служб стала ICE. Она отвечает за работу с мигрантами на внутренних, далеких от границ территориях США. Именно на нее приходится большинство громких заголовков в прессе. Одно дело – когда человек был пойман при пересечении границы и выдворен обратно. Другое – когда семья несколько лет живет в Америке, нашла работу, пусть и нелегальную, завела ребенка и тут к ним пришли полицейские и пробуют выслать обратно в какой-нибудь Гондурас. Этим занимались ICE и Хомэн.
С Обамой не согласен
У Хомэна была репутация не штабного функционера, а «уличного парня», который бумагам предпочитает оперативную работу. Его коллег сильно удивило, когда в 2006 г. он устроился в Техасе надзирать за внутренними расследованиями в Управлении транспортной безопасности США, а еще через три года переехал в Вашингтон, чтобы наладить логистику задержанных ICE мигрантов.
Как раз в том же 2009 году к власти пришел Обама. Он решил бороться не со всеми мигрантами, а главным образом с преступниками. Правда, по данным Mother Jones, теория поначалу расходилась с практикой. Депортировали людей вообще без судимостей или совершивших мелкие правонарушения. Только в 2014 г. чиновники четко прописали условия выдворения и процедуру взаимодействия различных правоохранительных органов. Главной мишенью стали осужденные за тяжкие преступления или многочисленные нарушения, а не те, кто только обвинялся в преступлении. Незарегистрированные иммигранты без судимости стали жить без опаски. В последний год президентства Обамы 92% депортированных ICE были уголовниками: в конце правления Джорджа Буша-младшего таких было 53%, а в 2011 г. – 67%. Если в 2011 г. ICE отправила восвояси 223 000 человек, то в 2016 г. – 65 000 человек.
Хомэн с 2013 г. был замдиректора ICE, отвечавшим в том числе за депортацию. Он участвовал в разработке новых правил и активно агитировал сотрудников ICE следовать им. Начальство оценило его усилия: в 2015 г. он получил высшую награду для гражданских служащих – Presidential Rank Award. Когда министр внутренней безопасности уходил в отставку, Хомэн был одним из немногих, кому доверили произнести прощальную речь на официальной церемонии.
Правда, Хомэн не совсем разделял взгляды Обамы. Когда показатели арестов у ICE стали падать, сенат решил разобраться в происходящем. Один из сенаторов попросил Хомэна объяснить, почему его офицеры не арестовывают выявленных незаконных мигрантов, а ждут, пока тех осудят за преступление. Хомэн сгоряча ответил, что таков порядок, хотя сам он с ним не согласен. После чего, впрочем, прикусил язык. Его знакомые рассказывали интернет-изданию HuffPost, что в Вашингтоне Хомэн порой называл мигрантов tonks. У этого слова много значений – вплоть до «гомосексуалиста». Но люди из пограничного патруля уверяли издание, что кличка возникла по аналогии со звуком, который издает дубинка или фонарик, ударяя по голове нелегала. Но Хомэн всегда отрицал, что применяет такую лексику.
Слабое место Хомэна
В 2015–2016 гг. Хомэн удивил коллег высказыванием в пользу мигрантов. Правда, только несовершеннолетних. Видимо, после случая с трейлером это его ахиллесова пята. В те годы границу массово стали переходить дети латиноамериканцев – одни, без родителей, в расчете на то, что американские власти не решатся депортировать ребенка. В конгрессе заговорили, что надо бы ужесточить правила для них. Но Хомэн неожиданно высказывался против.
В основном же он держал мысли при себе. В 2016 г. The Washington Post попросила его прокомментировать высказывания кандидата в президенты Трампа о мигрантах. «Извините, я не могу сказать, что думаю», – был ответ.
Через пять дней после инаугурации Трамп объявил, что меняет правила Обамы для мигрантов. Теперь ни один нелегал не может чувствовать себя защищенным от депортации. Еще через два дня Хомэн должен был уйти в отставку и уже нашел себе место консультанта по национальной безопасности в PricewaterhouseCoopers. Эта компания оказывала услуги и ICE, и министерству внутренней безопасности.
Церемония прошла трогательно, коллеги сказали Хомэну много теплых слов. Буквально на выходе из зала, где все проходило, ему позвонил министр национальной безопасности Джон Келли. Трамп просит Хомэна возглавить ICE, сообщил он. Хомэн согласился.
В феврале 2017 г. в США отменили правило не трогать несудимых нелегалов. Во время первой же организованной Хомэном облавы было арестовано 680 человек, имели судимость около 75% из них. Министру предоставили информацию о трех самых ужасных преступниках. С тех пор традицией стало докладывать наверх в сводке о задержаниях истории мигрантов, совершивших самые бесчеловечные преступления.
«Мы арестуем всех, кто находится в стране нелегально, – цитирует Хомэна Washington Examiner. – Прежде всего это преступники. Но если вы спросите меня, собираемся ли мы брать под стражу тех, кто не совершил ни одного преступления, – да, мы собираемся». Фактически он говорил о первом этапе депортации, объясняет Washington Examiner.
Неприкасаемых больше нет
Конгрессмены США могут издать парламентский билль, защищающий права отдельных юридических или физических лиц. Например, конкретного мигранта, если тот успеет достучаться до депутата. Раньше Хомэн добровольно помогал парламентариям ускорить освобождение их протеже. Но в мае 2017 г. объявил, что ICE больше не собирается задерживать процесс депортации в ожидании парламентского билля. Более того, она не будет рассматривать запросы от отдельных депутатов, а станет принимать бумаги только от юридических комитетов обеих палат – их контролировали республиканцы, известные жестким отношением к проблеме миграции.
На практике действовать так Хомэн стал сразу после назначения. Еще в 1979 г. палестинский бизнесмен Амир Отман Ади мигрировал в США из Иордании. Его пытались депортировать, но вмешался депутат. Однако в сентябре 2018 г., во время планового посещения миграционных властей, Амир Отман Ади неожиданно получил предписание в январе покинуть страну. Он не послушался. В январе 2019 г. агенты ICE арестовали его. Юридический комитет нижней палаты быстро состряпал просьбу повременить с высылкой, но в конце января бизнесмена посадили на самолет. Жена и четыре дочери остались в Америке.
Даже без вмешательства парламентариев у ICE раньше была практика: части мигрантов, получивших предписание покинуть США, разрешалось остаться в стране, если они регулярно являются в офис ICE. При Хомэне во время таких визитов стали арестовывать и высылать. «Полицейские здесь не для того, чтобы искать социальные различия, а чтобы исполнять закон», – цитирует его Mother Jones. «Если вы в этой стране нелегально, если вы совершили преступление тем, что проникли в эту страну, вам должно быть некомфортно, вы должны постоянно оглядываться через плечо и бояться», – вторит Washington Examiner.
Политиков – за решетку
В январе 2019 г. в интервью Fox News Хомэн заявил, что политики, уклоняющиеся от сотрудничества с ICE, должны быть обвинены в преступлении. Города и штаты не обязаны помогать сотрудникам ICE, например придавая им в усиление свою полицию. Более того, есть так называемые города-убежища – они официально заявляют, что не преследуют нелегалов за нарушение миграционного законодательства. Одна из причин – если мигрант стал жертвой преступления, он не будет бояться пойти за защитой в полицию.
Так говорил Трамп
Трамп 18 июня написал в Twitter, что ICE уже со следующей недели «начнет процесс выдворения миллионов чужаков» из страны. Одно из главных обещаний, которые помогли Трампу прийти к власти, – сокращение потока мигрантов. Со строительством стены на границе с Мексикой у него не очень-то получается, но есть много других идей. Месяц назад он рассказал о плане новой иммиграционной реформы. Грин-карты по диверсификационной лотерее будут отменены (он уже предлагал это сделать в 2017 г., когда выяснилось, что террорист, въехавший на Манхэттене в толпу, – мигрант, попавший в США по лотерее).
Трамп предложил вместо слепого случая ввести систему баллов по примеру Канады. Тогда больше шансов будет у молодых специалистов с востребованными навыками, у которых есть предложения о работе или стремление открыть свое дело и обеспечить американцев работой.
А в апреле Трамп настаивал на том, чтобы разлучать семьи мигрантов и не предоставлять латиноамериканцам политическое убежище. Правда, говорил он на закрытой встрече с чиновниками, а вскрылось это из-за анонимного источника CNN.
В 2017 г. Калифорния приняла закон, ограничивающий взаимодействие с ICE. В ответ в ряде городов штата прошли облавы ICE, во время которых были арестованы сотни человек, а Хомэн пообещал уделять штату особое внимание. Когда мэр Окленда предупредил жителей о готовящейся облаве, Хомэн назвал его в эфире Fox «стукачом на стреме у бандитов». Он обвинил мэра, что агенты оказались в зоне повышенного риска, а 800 мигрантов избежали ареста. Это было явным преувеличением: Хомэн говорил обо всем списке нарушителей, но никогда не было так, что разом арестовывали все 100%. Пресс-секретарю ICE в Сан-Франциско было приказано поддержать версию начальства – в знак протеста он подал в отставку и рассказал всю историю San Francisco Chronicle. Потом СМИ раскопали, что с момента создания ICE были убиты пять ее агентов, причем ни один из них не пал от руки нелегального мигранта.
В 2017 г. ICE арестовала (но это не значит, что выслала) 155 000 человек. За год до этого – 110 000. Число арестованных мигрантов, у которых вообще не было судебных приговоров, выросло с 17 000 до 46 000. Самыми распространенными нарушениями среди судимых было управление автомобилем в нетрезвом виде и другие нарушения ПДД, хранение и сбыт наркотиков и нарушение миграционного законодательства.
В интервью The Washington Times Хомэн обещал довести эту цифру до рекорда 2012 г., когда ICE отправила за решетку 410 000 человек. В апреле 2018 г. его служащие провели рейд на мясоперерабатывающем заводе в Теннесси и арестовали 97 работников – такого масштабного рейда не было со времен Буша-младшего.
По укоренившейся уже традиции пресс-релизы ICE смаковали самые ужасные преступления, которые совершали задержанные мигранты. Хомэна пытались поймать в ловушку вопросом, совершают ли нелегалы больше преступлений, чем коренные американцы. Он уходил от ответа. «Я не знаю. Но преступление, совершенное нелегальным мигрантом, не произошло бы, если бы его здесь не было», – сказал он Mother Jones. Институт Катона проверил статистику по штату Техас за 2015 г. На 100 000 граждан Америки было вынесено 1749 уголовных приговоров. Это в 2 раза больше, чем в пересчете на то же число нелегальных мигрантов, и в 7 раз – легальных.
Ходили слухи, что Хомэн станет новым министром внутренней безопасности. Но вместо этого он в июне 2018 г. ушел в отставку по неясным причинам. Вскоре он стал внештатным автором сайта телеканала Fox. Там он ругает демократов и превозносит Трампа. «Границы США охраняются хуже, чем год назад», – писал он, пеняя Обаме за мягкость. А 40–60% персонала пограничной службы, по его мнению, вместо того, чтобы охранять родину, занимается уходом за детьми и семьями задержанных мигрантов. «Трамп снял наручники со стражей закона, которые следят за миграцией», – обыгрывал он выражение «развязать руки». И уверял, что сотрудники ICE не нарадуются новому президенту. Не известно, читал ли Трамп его колонки. Но в Хомэне он явно увидел единомышленника.