Люди, сообщившие о коррупции, останутся без защиты
Госдума после письма правительства отклонит во втором чтении соответствующий законопроектВ среду Дума отклонит принятый уже в первом чтении правительственный законопроект о защите людей, заявивших о коррупции. В заключении комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, рекомендовавшего отклонение, говорится, что 5 декабря 2018 г. правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на комплексное совершенствование антикоррупционного законодательства, – часть их положений затрагивает вопросы законопроекта, который предложено отклонить. Кроме того, и правительство в своем письме от 22 мая 2019 г. просило снять с рассмотрения этот законопроект.
В законопроекте, подготовленном Минтрудом и внесенном правительством в Госдуму в октябре 2017 г. (принят в первом чтении в декабре 2017 г.), предусматривались меры защиты государством людей, которые уведомили работодателя, прокуратуру или госорганы о коррупционных правонарушениях, которые совершены в госорганах, органах местного самоуправления или организациях. Законопроект вводил отдельную статью в закон о противодействии коррупции о правах и защите лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях. Он предусматривал защиту от необоснованного увольнения в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении и, в частности, дозволял увольнение уведомителя только после заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению или других коллегиальных органов – на них обязательно приглашался прокурор. В случае участия человека в уголовном судопроизводстве могли использоваться меры, предусмотренные законами о госзащите. Проект обеспечивал конфиденциальность сведений, которые содержались в заявлении человека, и возможность получения им бесплатной юридической помощи.
Пресс-служба Минтруда сообщила, что сейчас согласно указу президента от апреля 2013 г. к лицу, сообщившему в правоохранительные или иные госорганы о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, в нем может участвовать прокурор.
Идея законопроекта правильная, видимо, будет подготовлен более всеохватывающий законопроект, поскольку сейчас предлагаемые изменения выходят за рамки его концепции, говорит член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный: «С другой стороны, у нас есть законы, которые устанавливают госзащиту судей, сотрудников правоохранительных органов, потерпевших, свидетелей, есть указ президента, который устанавливает защиту лиц, которые сообщают о коррупции». По его мнению, сейчас важно провести анализ правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции и «можно было бы подумать о моратории на такие инициативы», поскольку с 1998 г. было принято более 90 нормативно-правовых актов, половина из которых – федеральные законы. Еще один собеседник в комитете говорит, что законопроект идет на отклонение, поскольку правительство само об этом попросило. Он не исключает, что в дальнейшем законопроект может быть внесен заново либо его положения будут учтены в качестве поправок в декабрьском законопроекте.
В аналитическом докладе РАНХиГС о современном состоянии и тенденциях развития государственной гражданской службы приводились данные о том, почему граждане отказываются помогать государству в борьбе с коррупцией: большинство говорили, что считают коррупцию положительным явлением, часть считали это бесполезным, опасным для себя и поскольку опасались за жизнь родных и близких.
Во внесенном правительством в декабре пакете законопроектов говорится только о том, что меры по защите государством заявителей о коррупции определяются законодательством, однако по факту такого законодательства сейчас нет, говорит юрист «Трансперенси интернешнл – Россия» Григорий Машанов: «Новый законопроект не вводит конфиденциальность информации о заявителе, бесплатную юридическую помощь, усложненный порядок увольнения и уголовного преследования после заявления о коррупции в отличие от отклоняемого законопроекта, где эти нормы есть». В указе президента есть норма о защите госслужащих, которые сообщили о коррупции, в отношении же муниципальных служащих или обычных граждан таких норм нет, говорит Машанов. Большинство тех, кто жалуется на коррупцию, в первую очередь хотят оставаться анонимными, принятие законопроекта позволило бы изменить восприятие людей, которые поняли бы, что просто так человека нельзя уволить, добавляет Машанов.