Генпрокуратуре помогут добраться до счетов коррупционеров

Минюст готовит законопроект об изъятии у чиновников незаконно заработанных денег
Екатерина Шилкина / Ведомости
Екатерина Шилкина / Ведомости

Минюст предлагает изымать у госслужащих средства с банковских счетов, если они не смогут подтвердить, что получили эти деньги легально. Такой законопроект уже разрабатывается ведомством, следует из уведомления на портале раскрытия информации.

Сейчас в доход государства может быть обращено движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и акции, если госслужащий не смог подтвердить, что они приобретены на законные доходы, напоминает Минюст. Однако правовые основания для изъятия у чиновника на таких же основаниях денежных средств отсутствуют. И это способствует совершению коррупционных правонарушений, считают в министерстве.

Хотя Минюст только приступил к разработке законопроекта, Госдума уже готова включить его в список приоритетных. Председатель Думы Вячеслав Володин дал поручение комитету по безопасности и противодействию коррупции подключиться к работе над законопроектом, чтобы в приоритетном порядке рассмотреть его уже в весеннюю сессию, сообщила в пятницу пресс-служба нижней палаты.

На протяжении последних лет объем изъятого у бывших чиновников имущества неуклонно возрастал. За все время действия закона о контроле за расходами чиновников, принятого в 2012 г., прокуроры успели конфисковать около 11,5 млрд руб., говорил «Интерфаксу» в конце 2018 г. первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. Причем большую часть этой суммы составили 8 млрд руб. в разной валюте, найденные в квартире родственницы экс-сотрудника антикоррупционного главка МВД Дмитрия Захарченко, а зарегистрированная на его родственников и знакомых недвижимость была оценена примерно в 1 млрд руб. В 2019 г. у прокуроров есть все шансы перекрыть собственный рекорд: в апреле Красногорский суд Подмосковья принял решение обратить в доход государства имущество экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна на сумму 2,6 млрд руб., а Клинский райсуд рассматривает иск об изъятии активов экс-главы Клинского района Подмосковья Александра Постриганя на 9 млрд руб.

Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов называет такое нововведение логичным: законодатель просто ликвидирует пробелы, в свое время оставленные в законе. Но теперь появилась практика, и прокуроры начали сталкиваться с невозможностью изъять деньги, даже если источник их происхождения не очевиден. По сути дела, это не что иное, как попытка ввести в национальное законодательство некий аналог 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение, говорит эксперт, только Россия «идет своим, суверенным путем». Но с учетом складывающейся правоприменительной практики такое нововведение несет риски злоупотребления – например, в отношении политически неугодных фигур, предупреждает Шуманов. То, что под изъятие подпадают активы не только самих чиновников и их родственников, но и друзей, знакомых, аффилированных с ними лиц, формирует гигантские риски для госслужащих, указывает эксперт. «Я бы в чиновники не пошел», – признается он.

Действующее антикоррупционное законодательство предоставляет судам возможность очень широкого толкования, согласна адвокат Людмила Сметанина, представляющая интересы Шестуна в споре о его имуществе. Например, напоминает она, при установлении аффилированности в подобных случаях используются не традиционные методики налоговой или антимонопольной службы, а свидетельские показания. Если прокуроры получат право арестовывать счета, это может привести к нарушению прав юридических лиц, предполагает адвокат, ведь блокировка счетов означает фактическое прекращение деятельности предприятия. На юрлица, как показала практика, тоже распространяются имущественные претензии государства. Так что законодателю необходимо тщательно поработать с поправками, чтобы исключить возможность чересчур расширительного толкования закона, настаивает Сметанина.