В Москве начался марш в поддержку журналиста Голунова

Акция не согласована с властями и должна завершиться у здания МВД
Евгений Разумны / Ведомости
Евгений Разумны / Ведомости

В Москве началась акция в поддержку журналиста интернет-издания «Медуза» Ивана Голунова, который ранее обвинялся в попытке сбыта наркотиков. У метро «Чистые пруды», где должен начаться марш, собрались несколько сотен человек, сообщил корреспондент «Ведомостей». На бульваре и в переулках неподалеку припаркованы автозаки и автобусы полиции. «Собрание не согласовано с органами исполнительной власти, убедительная просьба: проходим, не задерживаемся, не мешаем проходу граждан», – напоминает собравшимся полицейский.

Один из инициаторов марша, журналист Илья Азар на своей странице в Facebook сообщил, что полицейские попытались вручить ему уведомление о незаконности акции. Но им не удалось: в уведомлении, которое зачитывал полицейский, журналисту приписали другое отчество. «Может быть, это не мне?» – спросил Азар, показав полицейским паспорт. «Я уточнил, все ли на этом и могу ли я идти. Он (полицейский) сказал: «да», – уточнил журналист.

О планах провести марш в поддержку Голунова, задержанного в Москве 6 июня, группа журналистов и активистов объявила 10 июня. Завершить мероприятие они планировали у здания московской полиции на Петровке, 38. Инициаторы акции на странице мероприятия в Facebook уточнили, что не будут согласовывать ее с властями Москвы, так как планируют мирно нести в руках газеты со статьями о журналисте. 11 июня Азар сообщил, что ему позвонил вице-мэр Москвы Александр Горбенко и предложил обсудить вопросы безопасности на марше. В ответ журналист позвал Горбенко в студию телеканала «Дождь». «Мы не готовы идти в мэрию и вести кулуарные переговоры за спиной 20 000 человек, которые к этому моменту выразили свой интерес к шествию», – пояснил Азар. Горбенко от встречи в таком формате отказался. Он пообещал обратиться в прокуратуру из-за того, что организаторы «не идут на контакт по вопросу безопасности».

В тот же день часть организаторов акции все же встретилась с Горбенко, первым заместителем руководителя департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы Василием Олейником и руководителем департамента Владимиром Регнацким. Они хотели обсудить «безопасный маршрут завтрашнего марша», однако так и не смогли согласовать акцию. Мэрия Москвы призвала организаторов и желающих в ней участвовать отказаться от этих планов.

Иван Голунов – журналист-расследователь, сейчас он работает в «Медузе». До этого он писал для таких изданий, как «Новая газета», Forbes, «Большой город», «Ведомости» и РБК. Голунов был задержан в центре Москвы днем 6 июня. Полиция заявила, что у него нашли наркотики. Ему было предъявлено обвинение в покушении на сбыт наркотических средств. Голунов вину не признал и заявил, что наркотики ему подбросили. Он сообщил также, что при задержании его избили и на протяжении 12 часов не разрешали позвонить адвокату или связаться с близкими.

Никулинский суд Москвы отправил журналиста под домашний арест. В ходе заседания суда Голунов предположил, что дело против него связано с его профессиональной деятельностью и его расследованием. По словам Голунова, незадолго до задержания он сдал редактору статью о возможных связях сотрудников Федеральной службы безопасности (ФСБ) и похоронной мафии. Его последние публикации также касались расходов московских властей на благоустройство города.

11 июня руководитель МВД Владимир Колокольцев заявил, что дело в отношении Голунова прекращено «в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления». Сотрудники, занимавшиеся делом Голунова, были отстранены от исполнения служебных обязанностей на время проверки. Материалы проверки переданы в Следственный комитет России. Колокольцев также заявил, что будет ходатайствовать об освобождении от должности начальника УВД по Западному административному округу Андрея Пучкова и начальника управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков московского управления МВД Юрия Девяткина. В тот же день журналиста освободили из-под домашнего ареста.