Общественные деятели потребовали освобождения журналиста «Медузы» Голунова
Журналисты, политики и деятели культуры не верят в его виновностьВ четверг, 6 июня, на Цветном бульваре в Москве был задержан корреспондент «Медузы» Иван Голунов, его обвинили в покушении на сбыт наркотиков. Как утверждает МВД, при себе у журналиста был метилэфедрон, а при обыске в квартире обнаружился кокаин. Голунов вину не признал и заявил о том, что эти вещества ему подбросили. Своему адвокату он рассказал, что после задержания его избили и не позволяли связаться с близкими больше 12 часов.
Голунов известен как автор материалов о работе столичной мэрии. На «Медузе», в частности, в декабре 2018 г. вышло его расследование об имуществе семьи вице-мэра Москвы Петра Бирюкова. А в августе прошлого года Голунов опубликовал расследование о том, как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок. Последний его материал на «Медузе» был опубликован в мае. Он посвящен «черным кредиторам» – микрофинансовым организациям, которые обманом захватывают жилье должников. Ранее журналист работал в таких издания, как «Ведомости», Forbes, РБК, «Слон», «Дождь».
В поддержку Голунова высказались десятки людей. В пятницу, 7 июня, у здания главного управления МВД по Москве на Петровке, а также в Санкт-Петербурге у Гостиного Двора проходили одиночные пикеты с требованием отпустить корреспондента «Медузы». В столице пикеты длились почти 18 часов. В субботу они продолжились у здания Никулинского суда. «Ведомости» собрали мнения коллег Голунова, политиков и деятелей культуры о задержании журналиста.
Ксения Собчак, телеведущая:
«Это, конечно, абсолютный беспредел. Я лично знаю Ивана Голунова очень хорошо. Это человек, с которым мы каждый день работали. Он работал над проектом "Собчак живьем" на "Дожде" и потом на проекте "Осторожно, Собчак!" на YouTube. Мы занимались редакторской работой, подготовкой героев, нахождениями материалов в каждодневном режиме. Абсурдность этой ситуации нельзя преувеличить, потому что, ну конечно же, он никакого отношения не имел никогда к наркотикам.
Ваня – тихий и профессиональный человек, который занимался серьезнейшей расследовательской журналистикой, разоблачал коррупцию во власти. Из-за его расследований отменили два тендера в Москве. Вы можете представить себе? Многомиллионные сделки, которые благодаря Ване были отменены, – фальшивые коррупционные тендеры. Это человек, который не просто боролся с властью. Он реально делал расследования, которые меняли нашу реальность. Я не могу себе представить, что в качестве подработки он был не редактором каких-то журналистских программ, а еще варил дома мет и вообще во все тяжкие бросился». Источник: видеозапись «Медузы»
Владимир Познер, журналист:
«Я абсолютно поддерживаю действия журналистов в защиту своего коллеги. Я к ним, по крайне мере устно, присоединяюсь. Я очень рад, что именно такие выступления имеют место быть. Это говорит о том, что у людей возникают представления относительно необходимости в солидарности и понимание: когда пришли за другим человеком, это означает, что придут и за тобой.
Сам арест Голунова и то, что с этим связано, у меня вызывают массу вопросов и кажутся абсолютным подлогом. Я не могу сказать, что это утверждаю, потому что для таких заявлений надо иметь конкретную информацию, но после чтения публикаций чувство такое у меня, несомненно, есть». Источник: личный сайт Познера
Евгений Ройзман, бывший мэр Екатеринбурга:
«Я не знаю Голунова и не читал его расследований, но разбираюсь в том, что касается наркотиков. Из того, что мы можем узнать из опубликованного – показания Голунова, пресс-релизы МВД, обвинительное заключение, комментарии полиции и адвокатов, – совершенно не следует никакого приготовления к сбыту и тем более покушения на сбыт. И никто в это не верит, тем более что на старте МВД уже было поймано на вранье.
Чтобы доказать покушение на сбыт, необходимо множество правильно оформленных ОРМ, которые подписывает начальник отдела или начальник полиции (раньше начальник райотдела или начальник КМ). Мало того, эти документы должны быть опубликованы в деле, озвучены в суде, то есть рассекречены. Если они есть, то станут известны. Если их нет, тогда вообще ничего нет и обязаны прекратить все и оправдать. Оформить такое задним числом – очень сложно, это прямая фальсификация, и на это ни один вышестоящий начальник не пойдет (если, конечно, он не в доле и не является прямым заказчиком), но даже если рискнут, то, как всегда, если делают в панике и второпях, будет куча шероховатостей и нестыковок, которые можно будет проверить.
А теперь самое главное. Запомните: сбыт наркотиков – это любое отчуждение, продал, подарил, отдал за долг, угостил – нет разницы, это сбыт. Подкинул – железный сбыт. И в случае подброса наркотиков сотрудниками полиции – это не приготовление, не покушение, а прямой сбыт, в данном случае в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения (ст. 228.1 ч. 4 пункты «а», «б», «г») – от 10 до 20 лет лишения свободы.
А дело по наркотикам похоронить невозможно, потому что наличие наркотиков – уже материальный состав преступления, и раскрывать придется. И за этим сейчас наблюдает вся страна. Мне кажется, они загнали себя в ловушку и поэтому не могут включить задний ход». Источник: сообщение в Faceboоk.
Виталий Лейбин, шеф-редактор «Русского репортера»:
«Я и мои коллеги из "Русского репортера" выражаем полную солидарность с Иваном Голуновым. Мы знаем его как выдающегося репортера. К сожалению, имею основания полагать по косвенным признакам, что его арест является политически мотивированным. Мы призываем к быстрому, справедливому и максимально гуманному разбирательству по этому вопросу. И надеемся, что он скоро выйдет на свободу». Источник: видеозапись «Медузы»
Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала Russia Today:
«Власть должна ответить на все вопросы общества по этому аресту. По той простой причине, что у общества их очень, очень, ОЧЕНЬ много.
Что нужно сделать прямо сейчас – это отпустить Голунова под домашний арест. Учитывая здоровье и вообще. А потом уже предъявлять обществу доказательства – если таковые имеются. Чтобы окончания этого разбирательства человек ждал не в вонючей камере, а хотя бы дома». Источник: сообщение в Telegram-канале.
Виталий Рувинский, главный редактор сайта «Эха Москвы»:
«Все, что я знаю о деле Ивана Голунова на данную минуту, говорит о том, что оно сшито белыми нитками, что оно сработано грубо, фальшиво и нагло. Поэтому Иван должен быть освобожден, отпущен на свободу как можно скорее». Источник: видеозапись «Медузы»
Тина Канделаки, генеральный продюсер «Матч ТВ» и телеканала «Супер»:
«Кто-нибудь еще помнит, что сейчас у нас проходит форум, призванный улучшать наш инвестиционный климат? Крупнейшее экономическое событие погребено под новостями о задержании журналиста «Медузы». Этот инфоповод полон триггеров, которые свидетельствуют о гигантском разрыве между силовиками и обществом.
Подавляющее количество людей, определяющих информационную повестку, транслируют нулевое доверие в адрес правоохранительных органов. Подлог наркотиков называется общеупотребимым инструментом преследования неугодных. Это раз.
Побои, недопуск и недоверие врачам, которые предполагают серьезные физические повреждения, полученные Иваном после задержания. Сцеженное сквозь зубы разрешение на госпитализацию и официальное сообщение МВД о том, что госпитализация состоялась в связи с «жалобами на плохое самочувствие». Все это говорит о полном отсутствии эмпатии и репрессивном сознании, которое не перешибить ничем. Это два.
Усилиями коллег и просто сочувствующих Ивану людей его дело попало в поле зрения миллионов наших граждан. Но даже в условиях пристального внимания правоохранители продолжают демонстрировать свою бесчеловечность. Что же происходит с теми, кто такого внимания лишен? Это три». Источник: сообщение в Telegram-канале
Борис Гребенщиков, музыкант:
«Я хочу гордиться Россией, а то, что происходит сейчас, – это стыд и позор. И пока Ивана не освободят, это будет стыд и позор всей России». Источник: видеозапись «Медузы»
Демьян Кудрявцев, предприниматель:
«Речь сегодня идет не только о свободе для Ивана Голунова, не только о его свободе писать расследования и нашей свободе их читать. Речь идет о свободе для каждого из нас – не только для журналистов, но и людей, далеких от журналистики, людей, далеких от политики, людей, которые завтра, в любой день могут стать жертвами полицейского, судебного, любого силового произвола, жертвами фальсифицированных доказательств, жертвами нарушений процедур, жертвами избиений и тотального вранья. Дело Ивана Голунова – повод для нас сказать: "Свободу ему", "Свободу нам всем", "Немедленного наказания людям, которые превращают следственные и правоохранительные органы в стране в инструмент выполнения политического и коммерческого заказа». Источник: видеозапись в Twitter
Григорий Явлинский, основатель «Яблока»:
«Думаю, что журналисту Ивану Голунову сотрудники полиции подбросили наркотики. И все так думают. <...>
Иван Голунов широко известен как один из лучших в стране журналистов-расследователей. Объектом его расследований часто становились московские чиновники. Голунов, в частности, писал об элитной недвижимости вице-мэра Москвы Петра Бирюкова, о планах столичной мэрии по вывозу мусора в другие регионы страны, о «черных кредиторах», отнявших у москвичей более 500 квартир.
И сейчас ему нагло затыкают рот, как многим другим, кто решается говорить правду в полный голос. И то, что случилось с Иваном Голуновым, в любой момент может случиться с каждым». Источник: сообщение в Faceboоk.