Как переизбрать губернатора
Больше всего шансов на победу у варягов в регионах с растущими доходами населенияСнижение реальных доходов населения резко повышает риски кандидатов Кремля на губернаторских выборах, утверждают политолог Мария Снеговая и электоральный аналитик Владимир Козлов в исследовании «Факторы конкурентности на выборах глав регионов в 2012–2018 гг.» («Ведомости» с ним ознакомились). С помощью статистического анализа они установили, что динамика реальных доходов населения в регионе оказывает наибольшее влияние на успех кандидата от власти и по мере ухудшения социально-экономической ситуации эта взаимосвязь будет только усиливаться. Кроме того, на результат провластного кандидата влияет явка избирателей – чем она выше, тем лучше его результат. А вот в отношении укорененности кандидата в регионе зависимость обратная: если власть выдвигает на выборы варяга, то шансов избраться у него больше.
Как отмечают эксперты, за 2018 г. число конкурентных кампаний (там, где кандидаты от власти набрали менее 60% голосов) заметно выросло: если в 2012–2017 гг. их было 10 из 87 (11,5%), то в 2018 г. – 7 из 22 (31,8%). В результате на выборах не смогли победить сразу четыре действующих губернатора, хотя до этого лишь коммунист Сергей Левченко в 2015 г. выиграл выборы в Иркутской области у губернатора Сергея Ерощенко. Выборы-2018 также выделяются самым низким средним результатом победителя – 63,8% против 72,1% в предыдущие семь лет.
Как считали
Авторы исследования предположили, что успех кандидата власти находится в прямой зависимости, в частности, от динамики реальных доходов жителей, высокой явки, членства кандидата в «Единой России», низкой безработицы в регионе, более высокого уровня голосования за «Единую Россию» или Владимира Путина на федеральных выборах и от факта рождения кандидата в этом регионе. А неудачей на выборах грозит допуск к ним большого числа кандидатов, наличие в регионе конкурентной бизнес-среды и высокая доля городского населения.
Для анализа эксперты применили метод наименьших квадратов – это самый простой способ узнать статистическую значимость связи тех или иных данных, объясняет Снеговая. Выяснилось, что в наибольшей степени успех кандидата власти зависит от высокой явки (хотя это может означать большую вероятность фальсификаций, оговариваются исследователи) и динамики доходов населения. «Мы брали усредненные доходы за два года, предшествующих выборам, и статистический анализ показывает зависимость от динамики доходов. Этим и объясняется проблемное голосование на выборах 2018 г.», – говорит Снеговая.
Обратную зависимость между результатом губернатора и фактом его рождения в регионе эксперты объясняют тем, что сейчас Кремль проводит политику замены старых руководителей на новых, которые не имеют негативной истории в регионе и не связаны с местными элитными группами.
А вот зависимость от голосования за «Единую Россию» и доли городского населения оказалась достаточно слабой.
В связи с этим исследователи прогнозируют, что наиболее проблемными для власти на выборах 2019 г. будут регионы со старыми кандидатами – Андреем Бочаровым в Волгоградской области, Владимиром Владимировым в Ставропольском крае и Олегом Кувшинниковым в Вологодской области. Из тех регионов, где губернаторов сменили, проблемы могут быть в Калмыкии, на Алтае, в Курганской и Мурманской областях и Забайкальском крае, добавляет Снеговая.
Ухудшение социально-экономической ситуации может привести к более частым поражениям кремлевских кандидатов на выборах губернаторов, говорится в исследовании. Но Кремль теперь лучше готовится к выборам, чтобы избежать неожиданностей, – в том числе через финансовые вливания в регионы и более жесткую регистрацию кандидатов.
Статистические трудности
Экономист Наталья Зубаревич, напротив, убеждена, что зависимости результатов провластных кандидатов от динамики доходов населения нет, так как Росстат не способен адекватно измерять эту динамику в региональном разрезе, а «все, что мы видим в цифрах, – это фигня»: «Качество измерений региональных доходов и их динамики очень невысокое, поэтому использовать данный индикатор как объясняющий очень рискованно. Так, в 2018 г. пошла вверх динамика доходов населения в Адыгее, приводит она пример: «Там зарегистрированы все торговые центры Краснодара, а методика расчетов такова, что в них корректирующим показателем входит оборот розничной торговли. И если краснодарская торговля юридически приписана к Адыгее, то у нее по доходам все будет хорошо». В 2019 г. на выборах будут проблемы, прогнозирует Зубаревич: «Теперь каждые пять лет придется менять губернаторов, потому что чужак может адаптироваться в регионе с приличным рейтингом, когда он прикрыт президентским рейтингом, во всех остальных случаях проблемы будут нарастать».
Претензии к качеству статистики неизбежны, но других критериев, на которые можно ориентироваться, нет, возражает Снеговая: «К тому же о падении располагаемых доходов и их связи со снижением рейтингов властей уже неоднократно говорили эксперты – мы просто доказали эту связь эмпирически».
Экономика против политики
Математические методы в электоральном анализе полезны и работают, но не стоит их абсолютизировать, полагает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. «Регионы отличаются по типу политической культуры и электорального поведения: где-то, например в национальных республиках, многих регионах центра и юга России, традиционно высокая явка и консервативность голосования за власть. Структура же явки может отражать разные тенденции – как протестное голосование, так и подвластную мобилизацию», – говорит он. Власть и так исходит из того, что негативные социально-экономические показатели – фактор риска, и проводит активную политику их профилактики, продолжает эксперт. Но полученные закономерности надо анализировать в комплексе, уверен он: «Явка взаимосвязана, например, с конкурентностью линейки кандидатов. А эффект фактора снижения доходов будет сильно зависеть от того, идет ли речь о переизбрании на новый срок действующего главы или об избрании нового руководителя». Проблемность же регионов в 2019 г. главным образом определяется конфигурацией кампании: сложны регионы с главами, идущими на переизбрание (Волгоград, Ставрополь), или с ощутимым антирейтингом губернатора (Петербург, Сахалин), но многое будет зависеть от оппонентов, оговаривается Бадовский.
Снижение уровня доходов как мотивация протестного голосования на выборах в России никогда не работало, поэтому попытки перед выборами «залить регион деньгами» очень редко срабатывали, говорит политолог Борис Макаренко: «Варяги в регионы приходили всегда, в последние годы массово, поэтому корректнее говорить, новый или старый губернатор идет на выборы: шансов переизбраться у новых больше, поскольку к ним не успел накопиться объем претензий».