В сгоревшем самолете «Аэрофлота» погиб 41 человек
Это первая катастрофа с человеческими жертвами при коммерческой эксплуатации SSJ100Самолет выполнял регулярный рейс из Москвы в Мурманск. Пилот Денис Евдокимов и бортпроводница Татьяна Касаткина рассказали изданию Baza, что через 10 минут после вылета из Москвы в лайнер попала молния. Это повредило электронику самолета. Он перешел в режим прямого управления, была потеряна связь с землей, и пилоты приняли решение возвращаться в «Шереметьево». Через аварийную радиочастоту экипаж запросил экстренную посадку. Хотя связь с землей была прерывистой, но, по словам Евдокимова, диспетчеры выдавали экипажу курс. Однако это не спасло от проблем. Из-за плохих метеоусловий самолет смог приземлиться только со второго раза, и сразу после посадки загорелась хвостовая часть. Пылающий самолет проехал по взлетно-посадочной полосе, что зафиксировано многочисленными съемками очевидцев. Сразу после остановки началась эвакуация по надувным трапам из носовой части лайнера. Некоторые пассажиры покидали самолет, взяв личные вещи.
Информация официальных органов о погибших и пострадавших первое время была противоречивой. СКР примерно через 2 часа после катастрофы сообщил об одном погибшем и четырех пострадавших. У МЧС такой информации не было. Позже СКР опубликовал информацию о 13 погибших, а после полуночи официально сообщил, что в результате трагедии погибло более половины людей, находившихся на борту. По словам министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, шесть пострадавших были доставлены в клиники в Москву. Состояние двух госпитализированных оценивается как тяжелое, одного – средней степени тяжести. У одной пациентки в центре Вишневского ожоги 15–18% поверхности тела и множественные травмы, уточнила она.
По факту крушения лайнера СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Президенту Владимиру Путину было доложено об авиакатастрофе. Ространснадзор сообщил, что начал внеплановые проверки «Аэрофлота» и «Шереметьево». В Мурманской области объявлен трехдневный траур по погибшим.
Это первая катастрофа SSJ100 с человеческими жертвами при коммерческой эксплуатации, хотя самолет уже несколько раз попадал в инциденты. Так, 9 мая 2012 г. во время демонстрационного полета в ходе рекламного турне SSJ100 врезался в гору Салак в Индонезии. Тогда погибли 45 человек, в том числе восемь россиян. В октябре 2018 г. самолет авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Якутске. В результате были повреждены передние стойки шасси и фюзеляж. В феврале этого года один из принадлежащих «Аэрофлоту» SSJ100 вернулся в аэропорт вылета из-за проблем с гидравликой. Также в феврале стало известно, что единственный европейский эксплуатант SSJ100 – Ирландская авиакомпания CityJet отказалась от этого самолета. В лизинге компании находилось семь бортов. Все они летали по маршрутной сети Brussels Airlines, которая отказалась от аренды SSJ100, объяснив это тем, что из-за нехватки запасных частей самолеты слишком долго простаивают.
SSJ100 – первый в постсоветской истории разработанный в России пассажирский самолет. Его созданием занималось АО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Впервые самолет поднялся в небо в мае 2008 г., а в эксплуатацию был введен в 2011 г. По данным Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сейчас в эксплуатации 139 самолетов: 106 из них – в России, 33 – за рубежом. В авиапарке «Аэрофлота» сейчас 50 самолетов SSJ100, и заказано еще 100 шт.
Авиакомпания «Ираэро», в парке которой девять SSJ100, заявила, что не намерена приостанавливать полеты этой модели после катастрофы. Гендиректор Юрий Лапин сообщил ТАСС, что крушение не было следствием технического состояния самолета. Авиакомпания «Якутия», по словам, первого замдиректора Ильи Пономарева, усилила контроль за техническим состоянием находящихся в ее парке SSJ100.