Путин отправил в отставку посла России в Белоруссии
Белорусский МИД называл дипломата разрушителем отношений между странамиПрезидент России Владимир Путин отправил в отставку российского посла в Минске и своего спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Белоруссией Михаила Бабича, говорится в сообщении на сайте Кремля. Другим указом он назначил на пост посла сенатора Дмитрия Мезенцева.
Обычно указу о назначении посла предшествует рассмотрение его кандидатуры в международных комитетах Госдумы и Совета Федерации. Однако информации об обсуждении кандидатуры Мезенцева в парламенте до сих пор не поступало.
Ранее об отставке Бабича «Ведомостям» говорил источник в Федеральном собрании. Он же сообщил о скором назначении на эту должность Мезенцева. «Бабич не посол по складу, он терминатор», – иронизировал собеседник. Он отмечал, что Бабич вряд ли мог задержаться на этой должности долго: «Бабич сыграл как катализатор, чтобы выявить проблемы в двусторонних отношениях, но одновременно создал много конфликтных ситуаций и в России, и в Белоруссии».
Ситуация с загрязненной российской нефтью никак с отставкой Бабича не связана – кадровое решение было принято гораздо раньше, знает близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей». Реальная причина конфликта белорусских властей с Бабичем в том, что он способствовал перекрытию схем нелегальных поставок различных товаров из Белоруссии примерно на $3 млрд, знает собеседник. У Москвы претензий к Бабичу нет, здесь считают, что он свою задачу полностью выполнил, отмечает он.
Бабич в Минске
Бабич проработал в Белоруссии чуть больше восьми месяцев – о его назначении было объявлено 24 августа 2018 г. До получения посольского ранга он работал полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе, где его запомнили как жесткого управленца. Близкие к Кремлю собеседники «Ведомостей» говорили, что именно жесткость и недипломатичность Бабича Кремль хотел использовать при его назначении на должность посла в Белоруссии. «Где Бабич – там жесткач», – пояснял один из источников.
Москва и Минск согласовывали кандидатуру Бабича почти полтора месяца: некоторые белорусские комментаторы тогда писали, что новый посол едет подрывать белорусскую государственность, а некоторые российские – что задачей Бабича станет предотвращение белорусского «майдана». Близкие к послу собеседники «Ведомостей» настаивали на том, что его задача – улучшение экономических отношений между странами.
В период работы Бабича в Белоруссии Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко объявили о ревизии союзнических отношений: предполагалось, что в год 20-летия Союзного договора стороны изучат, какие его положения исполняются, какие – нет, после чего будут определены дальнейшие шаги по интеграции двух государств. По мнению близких к Кремлю собеседников «Ведомостей», реальная интеграция стала условием для обсуждения экономических вопросов, беспокоящих белорусские власти, таких, как убытки бюджета Белоруссии от российского налогового маневра, цены на газ и т. п.
Реакция Лукашенко
На напряжение в отношениях двух стран указывали и участившиеся эмоциональные публичные выступления Лукашенко. В конце 2018 г. он потребовал уравнять цены на газ для российских и белорусских потребителей, заявив, что расценки России для Германии выгоднее, чем для Белоруссии. В начале апреля президент Белоруссии обвинил Россию в «выкручивании рук» из-за закрытия российского рынка для белорусских груш и яблок и пригрозил закрыть на ремонт российские нефтепроводы, проходящие по территории республики.
Кремль не раз признавал, что в отношениях двух стран «есть шероховатости». К выступлениям Лукашенко в Москве относятся с пониманием, хотя их тональность могла бы больше соответствовать союзническому характеру отношений между странами, говорил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
В то же время Бабич не раз подробно разбирал выступления Лукашенко. Первое большое интервью с опровержением ряда приведенных президентом Белоруссии фактических данных российский посол дал «РИА Новости» в марте. Белорусский МИД тогда жестко ответил, обвинив дипломата в «менторском тоне» и неуважении к стране пребывания. «[Бабич] просто не понял разницы между федеральным округом и независимым государством», – заявил пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Анатолий Глаз. Российский МИД заступился за Бабича, призвав белорусских коллег проявить к нему уважение.
Во второй половине апреля у Бабича и белорусского МИДа появился новый повод для разногласий. Российский посол снова опроверг слова Лукашенко – на этот раз о конечной стоимости строящейся в Белоруссии АЭС. В ответ белорусский МИД назвал Бабича разрушителем отношений между двумя странами: «То, что не удалось внешним силам на протяжении нескольких последних десятилетий, успешно и эффективно удается господину Бабичу буквально за несколько месяцев». А Лукашенко тогда дал понять, что конфликт будет улажен самой Москвой: «Они [Россия] разберутся там с этим послом. Я абсолютно уверен. Это российский посол, и Россия с ним разберется сама».
Что дальше
Мы не знаем, что происходило за кулисами этого решения, говорит политолог Евгений Минченко: «Думаю, что был большой торг, и хочу обратить внимание, что Мезенцев пришел с другими полномочиями – он не спецпредставитель президента России, он просто посол». Задачей Бабича было совершить некий прорыв в отношениях между Россией и Белоруссией, это в силу ряда объективных и субъективных причин не получилось, говорит эксперт: «Значит, сейчас будут (обычные) посольские отношения, активность по интеграции, видимо, снизится, но возникает вопрос, каковы будут экономические отношения».
Назначение Бабича изначально было экспериментом: репутации дипломата у него не было, а ожидания радикализации позиции России по Белоруссии обычно завершались компромиссами, говорит политолог Михаил Виноградов. Российская элита не один год разрывается между подспудным желанием территориальной экспансии под видом укрепления интеграции и смутным подозрением, что в составе России Белоруссия обойдется казне куда дороже, чем сейчас, считает эксперт.
Назначение Мезенцева внешне выглядит как шаг к дерадикализации и деэскалации, но иммунитета против новых всплесков «интеграционной» активности на этом направлении по-прежнему не выработалось, считает Виноградов. Отставкой Бабича эта история не завершится, уверен Минченко: «Хорошо: произошел размен фигуры Бабича, который проделал за это время огромную работу, значит, произойдет какой-то дополнительный размен». Что-то потребуется и от Белоруссии, допускает эксперт.