Закон о дистанционных выборах в Мосгордуму принят в первом чтении
Но когда появится программа для подсчета электронных голосов, до сих пор не известноМосгордума в понедельник приняла в первом чтении законопроект о проведении эксперимента по дистанционному электронному голосованию на выборах депутатов Мосгордумы. Как следует из проекта, принять участие в эксперименте смогут жители одного или нескольких одномандатных округов, которые Мосгоризбирком (МГИК) должен определить не позднее чем через 10 дней с момента официальной публикации решения о назначении выборов. «Оптимальное число, думаю, один или три округа. С учетом того, что электронное голосование в этом году является экспериментом, традиционный способ не отменяется, одновременно будут использованы обе формы участия в выборах. Выбирать форму голосования будет сам избиратель», – пояснил депутатам председатель МГИК Валентин Горбунов (цитата по «Интерфаксу»).
Подать заявление о желании голосовать дистанционно избиратель может в период от 45 до 3 суток до дня голосования через городской портал государственных услуг или явившись в МФЦ лично с паспортом (в те же сроки гражданин вправе отозвать это заявление либо подать его повторно). В день голосования избиратель получит доступ в «личный кабинет» на том же портале, где и сможет сделать выбор, введя код подтверждения, который должен получить на номер телефона, зарегистрированный в «личном кабинете».
Как будут формироваться избирательные комиссии электронных участков, пока не ясно, в законе лишь сказано, что это определяет МГИК. Наблюдатели туда направляются, как и на обычные участки. Кроме того, говорится в законопроекте, решением МГИК может быть обеспечено присутствие на заседаниях участковой комиссии представителей общественных организаций. В помещении «электронных» комиссий установят программно-аппаратный комплекс дистанционного электронного голосования, который распечатает информацию о получении избирателем доступа к бюллетеню на специальной контрольной ленте. Информация о волеизъявлении гражданина попадет на другую контрольную ленту в зашифрованном виде, а также отобразится на панели программно-аппаратного комплекса. Специальное программное обеспечение в подсистеме «личный кабинет» обеспечит тайну голосования посредством шифрования данных. Возможность взаимоувязки персональных данных избирателя и результата его волеизъявления не допускается, подчеркивается в законопроекте.
Система сама подводит итоги электронного голосования, которые комиссия должна будет утвердить. Для этого на панель комплекса дистанционного электронного голосования выводят электронную версию увеличенной формы итогового протокола, распечатывают его и оглашают результаты. В случае поступления жалоб комиссия вправе принять решение о ручном пересчете голосов, говорится в законопроекте. В этом случае распечатывается расшифрованная информация о волеизъявлении избирателей для сопоставления с информацией на второй контрольной ленте. Если разница составит более 1%, то протокол об итогах голосования составляется по результатам ручного подсчета. После подписания членами участковой комиссии протокол приобретает юридическую силу, а наблюдателям выдаются копии.
По мнению сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца, один из главных изъянов системы в том, что она разворачивается на системных ресурсах правительства Москвы, а избиркомы становятся лишь ее пассивными пользователями. Это нарушает принцип независимости комиссии – организатора выборов. Кроме того, до сих пор общественности не представлена техническая документация на эту систему, подчеркивает эксперт: «Мы наблюдаем подготовку к космическому полету, когда дата старта назначена, даже космонавт есть, а самого корабля никто не видел, даже чертежа нет». Фактически отсутствуют инструменты общественного контроля за ходом электронного голосования: принятый Мосгордумой законопроект отсылает к «рамочным» нормам Избирательного кодекса Москвы, в то время как в данном случае требуется прописать специфические инструменты контроля, продолжает Мельконьянц. Наконец, непонятно, зачем распечатывать бюллетени после окончания голосования: это бессмысленная процедура, которая имитирует сложившийся порядок, но не добавляет открытости, недоумевает эксперт. Предметом проверки должна быть сама система, сформировавшая протокол, подчеркивает Мельконьянц, по мнению которого эксперимент следовало бы отложить.
Ранее замруководителя департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Артем Костырко обещал, что код программы, которая обеспечит электронное голосование, будет обязательно опубликован. ДИТ работает над техническим заданием для конкурса, говорил чиновник в марте, но уже понятно, что основной движок будет реализован на базе блокчейн-технологии. Однако в системе госзакупок конкурс на программно-аппаратное обеспечение дистанционного голосования до сих пор не объявлен. Пресс-служба ДИТ в понедельник не ответила на вопрос «Ведомостей» о сроках, в которые это может произойти.