Какие уроки для России должен извлечь Кремль из победы Зеленского на Украине

Чем успешнее окажется его президентство, тем большее влияние это окажет на российскую политику
Избрание Владимира Зеленского президентом Украины не несет рисков для внутренней политики России, считают во внутриполитическом блоке Кремля
Избрание Владимира Зеленского президентом Украины не несет рисков для внутренней политики России, считают во внутриполитическом блоке Кремля / Efrem Lukatsky / AP

Избрание Владимира Зеленского президентом Украины не несет рисков для внутренней политики России, считают во внутриполитическом блоке Кремля, сказали «Ведомостям» два человека из администрации президента и два человека, к ней близких. «Мы не занимаемся вопросами Украины», – категоричен сотрудник внутриполитического блока (тему курирует помощник президента Владислав Сурков. – «Ведомости»). Антиистеблишментная волна – мировой тренд, но тренды сами по себе не хороши и не плохи, говорит он: «Вопрос в умении с ними работать – или предупреждать появление волны, или позиционироваться в духе тренда». Но говорить о реальной антиистеблишментной волне в России в отличие от Украины не приходится, скорее есть отдельные настроения, уверен собеседник: «Слишком разнятся политические культуры двух стран».

«Есть позиция, что это не наша тема», – подтверждает человек, близкий к Кремлю. Для внутренней политики рисков никто не видит, знает он: «Предполагается, что Россия – не Украина, выборы [президента] у нас только в 2024 г. и вряд ли у Зеленского все будет хорошо к концу его срока». Другой близкий к администрации человек тоже говорит, что «фактора Зеленского» для внутренней политики России не существует, обсуждений не было.

41-летний актер и шоумен Зеленский победил во втором туре с рекордным для Украины результатом – 73,2% голосов. Одним из самых рейтинговых шоу на украинском телевидении был его «Вечерний квартал», популярен оказался и сериал «Слуга народа», где Зеленский сыграл учителя истории Василия Голобородько, который стал президентом Украины.

По данным ВЦИОМа, Зеленскому как кандидату симпатизировал 31% респондентов (опрос прошел сразу после первого тура), но с тем, что подобный человек нужен и на посту президента России, согласилось лишь 8%. Пока влияния Зеленского на общественные настроения в России не будет, украинскими выборами интересовался в основном политический класс, считает гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Если [Зеленский] будет вести антироссийскую политику, мешать переговорам, ужесточать режим, то очарование веселого парня из КВН быстро развеется. А вот если он что-то реально поменяет, то среди россиян может сформироваться его образ как успешного политика, который пришел не из элиты, но способен достигать серьезных результатов». Как это повлияет на настроения в России до 2024 г., предсказать пока невозможно, думает социолог.

Украинская политическая система отстает от российской, там до сих пор большую роль играют олигархи, подчеркивает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Волна популизма есть, но выборы всегда соревнование популистов, поскольку популизм – это понятные избирателю решения сложных проблем». Россияне не настолько внимательно следили за выборами на Украине, чтобы это повлияло на их запрос к стилю проведения кампании в России, считает Костин.

«Кроме того, – продолжает Костин, – решающую роль в формировании политических предпочтений играет телевидение, а Зеленскому пока вряд ли приходится рассчитывать на симпатию российских каналов».

Пенсионная реформа привела к падению рейтингов власти, протестное голосование подарило победу на осенних губернаторских выборах в трех регионах оппозиционерам, считавшимся техническими кандидатами. Но параллель тех выборов с украинскими очень условная, уверен Костин: «Их роднит только то, что спойлеры оказались лучше основных кандидатов. Вывод: надо тщательнее работать над избирательной конструкцией и трезво оценивать риски». В российской политической системе нет ресурсов, которые могли бы быть сконцентрированы вокруг человека, не поддержанного Кремлем в период транзита, уверен эксперт: «Но политтехнологические приемы, которые применял штаб Зеленского, будут пробоваться и на российских выборах, хотя не факт, что это эффективно».

Влияние Украины и России на внутреннюю политику друг друга обоюдное, избрание Зеленского «ложится» на российское общественное мнение, так же как действия России влияют на Украину и сейчас даже сильнее, говорит руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Кейс Зеленского будет влиять на наши выборы, но просто как часть глобальной популистской волны: какие-то партии и кандидаты будут пытаться ее оседлать, использовать схожие приемы и технологии». Но в России отношение к президентским выборам традиционно серьезное, они не мыслятся как поле для рискованных игр, а для выпуска пара есть выборы в регионах и в Госдуму, полагает Бадовский: «И именно на них в ближайшие годы можно ожидать интриг и карнавала неожиданностей, в том числе для сброса давления в системе».

По форме «кейс Зеленского» – удачный эксперимент прихода к власти как бы «человека из народа», но организационно-политически это проект передела власти и собственности в системе жесткого конкурентного олигархата, подчеркивает Бадовский: «И чтобы такой проект мог в России хотя бы просто наметиться, нужны кардинальные сдвиги в политическом режиме – по сути, развал правящей элиты и внутриэлитного договора, откат к реалиям 1990-х гг.».

Но в «кейсе Зеленского» зашита и главная идея для стратегов влияния на Россию, продолжает эксперт: «Если бы удалось показать, что Украина – не неудавшееся государство, а вроде бы удачный проект развития, появился бы шанс переупаковать негативный для россиян пример «как жить нельзя» в некий позитивный «образ будущего». Но сегодня реальных оснований для такой игры просто не существует».

Риски избрания Зеленского для внутренней политики России, конечно же, есть – когда власть не может улучшить ситуацию внутри России, нужно, чтобы рядом был пример, где все еще хуже, говорит политолог Николай Петров: «Любая стабилизация и нормальное развитие на Украине оказывают сильное влияние и на внутреннюю политику в России – нужно чем-то заменить Украину как страшилку».

До сентября 2018 г. в России не было массового протестного голосования, но, как только старая схема была сломана, это поменяло модель выборов и в 2019 г. это повторится, предсказывает эксперт: «То же самое и с выборами на Украине: как только в близкой нам стране происходит нечто, что можно примерить на себя, конечно, это влияет на общественные настроения. Само представление, что действующему лидеру всегда может найтись альтернатива, важно». Этот пример может сказаться и на отношении к президенту, когда люди увидят, что найти замену лидеру не проблема и у кого-то это получилось, полагает Петров: «Хотя прогнозы до 2024 г. пока делать рано – слишком много неизвестных. На этих выборах позиция президента будет отличаться от нынешней, система будет трансформироваться, и президентский пост может оказаться другим, в том числе и конкурентно замещаемым, если он будет не центром принятия решений, а выполнять декоративные функции».

Избрание Владимира Зеленского президентом Украины не несет рисков для внутренней политики России, считают во внутриполитическом блоке Кремля