Близкие к Суркову эксперты назвали четыре сценария российско-украинских отношений

Самым реалистичным вариантом они считают сохранение статус-кво
Самый реалистичный сценарий, названный экспертами «Статус-кво», подразумевает сохранение текущих двусторонних отношений
Самый реалистичный сценарий, названный экспертами «Статус-кво», подразумевает сохранение текущих двусторонних отношений / Евгений Разумный / Ведомости

После победы Владимира Зеленского на выборах президента Украины российско-украинские отношения могут развиваться по четырем сценариям. Такой вывод содержится в аналитической записке, опубликованной в понедельник Центром политической конъюнктуры, который возглавляет политолог Алексей Чеснаков, близкий к курирующему в Кремле Украину помощнику президента Владиславу Суркову.

Самый реалистичный сценарий, названный экспертами «Статус-кво», подразумевает сохранение текущих двусторонних отношений. Для примирения России и Украины нет объективных условий, а решения, принятые в 2014 г., будут и далее определять повестку между странами, поясняют авторы документа.

Сценарий «Потепление» означает постепенное, но ограниченное восстановление российско-украинских отношений. Это попытка сфокусироваться на проблемах, которые можно решить в ближайшее время: полное прекращение огня в Донбассе и создание инфраструктуры для выплаты пенсий и пособий на не подконтрольных Киеву территориях (об этом в ходе избирательной кампании говорил Зеленский), восстановление прямого авиасообщения (это не раз предлагала Россия), ослабление санкций и возобновление нормальных торговых отношений, достижение договоренности по транзиту российского газа и закупки газа Украиной. Проблема этого сценария в том, что каждая из сторон не готова удовлетвориться малыми шагами и стремится победить в конфликте, отмечают эксперты. Российским властям нужна как минимум нейтральная Украина, которая признает наличие интересов России в регионе и готова их учитывать. Украинские же элиты могут и готовы признать неразрешимость проблемы Крыма и в основном настаивают на возвращении ситуации в Донбассе к формату до 2014 г.

Третий сценарий – «Эскалация» – может стать следствием сохранения статус-кво. Это не означает войны между странами, оговариваются авторы документа: и Москва, и Киев рассматривают повышение ставок как наиболее эффективный инструмент для поддержания интенсивности противостояния. Например, для России существование самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик представляет определенную ценность, поскольку они удерживают Украину от вступления в НАТО и Евросоюз, а других рычагов для этого у Москвы просто нет, подчеркивают эксперты. И угроза потери этого актива может вынудить Россию пойти на эскалацию – например, путем выдачи российских паспортов жителям ДНР и ЛНР. Украина же может спровоцировать локальные военные столкновения в Донбассе или в акватории Черного и Азовского морей, чтобы изменить уровень вовлечения Запада в противостояние с Россией – так действовал Порошенко.

Наконец, сценарий «Компромисс» носит чисто гипотетический характер, говорится в записке. Он предполагает заключение сделки между Россией и Украиной, а такая сделка предполагает уступки, которые рассматриваются сейчас обеими странами как предательство собственных национальных интересов. Такой сценарий недавно озвучил лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, который фактически предложил вернуть Донбасс в состав Украины на правах автономии, сохранив государственные институты республик. В обмен Россия могла бы пойти на уступки по газу, полагают эксперты. Но Зеленский на это вряд ли согласится, поскольку это идет вразрез с интересами его электоральной базы.

В целом же на отношение России к новому украинскому президенту будут влиять четыре маркера. Прежде всего это готовность Зеленского вступить в прямой диалог с представителями ДНР и ЛНР. Второй маркер – желание президента «выработать менее быстрый темп строительства национального государства», смягчить подход к русскому языку и совместному историческому прошлому. Позитивно российские власти воспримут и стремление Зеленского не превращать язык и историю в «инструменты политической борьбы» с Россией. Третий маркер – снижение градуса милитаристской риторики, четвертый – наличие у нового лидера реальных полномочий для реализации своей политики, т. е. то, насколько он сможет осуществлять свой курс на практике.

Новый президент Украины избран в ситуации, когда российско-украинские отношения находятся на нижней точке за всю постсоветскую историю и их можно определить как «опосредованную войну», подчеркивается в документе. Вопросами, по которым стороны еще ведут хоть какие-то переговоры, остаются заключение нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» и судьба транзита российского газа через Украину. Вопросы выполнения минских соглашений и урегулирования в Донбассе тоже обсуждаются, но достичь договоренностей не позволяют принципиальные разногласия. По состоянию на конец апреля нет никаких предпосылок для перезагрузки отношений между странами, причем конфликт не сводится к персоналиям, а носит геополитический и идеологический характер: его мотивы лежат в представлении каждой из стран о своей роли в мире и на континенте, резюмируют эксперты.

Идеология этого доклада – это закрепление нынешней ситуации: ДНР и ЛНР – личный и политический ресурс Суркова и его команды, поэтому они лично заинтересованы в сохранении статус-кво, считает украинский политолог Владимир Фесенко. В целом он согласен с перечисленными сценариями, оговариваясь, что часть из них может пересекаться. По мнению эксперта, при Зеленском украинские власти не пойдут на эскалацию конфликта и, скорее всего, будет сохраняться статус-кво с возможными элементами потепления – например, прекращением огня в Донбассе. «Конфликт будут сохранять в малой интенсивности, чтобы не допустить вступления Украины в Евросоюз или НАТО, хотя до этого далеко. Это является своего рода предохранителем. То есть возможен переход от прямой конфронтации к холодному миру», – полагает Фесенко. Улучшения отношений не будет из-за неразрешимой проблемы Крыма, уверен он: «Треть украинского общества и большинство украинской элиты в оппозиции к любым компромиссам по улучшению отношений с Россией. Максимум 20% выступают за нормализацию, а более половины – за мирное урегулирование конфликта, но без существенных уступок России». Кроме того, никто из руководства Украины не будет заступать за красные линии, т. е. не станет признавать Крым российским, не будет контактировать с сепаратистскими республиками и признавать автономию Донбасса, добавляет Фесенко: «Единственный возможный компромисс, приемлемый для Украины, – прекращение огня».