Что узнал спецпрокурор Мюллер. Главное
Россия сеяла раздор в американском обществе, но члены кампании Трампа в сговор с россиянами не вступалиМинистерство юстиции США обнародовало доклад специального прокурора Роберта Мюллера о вмешательстве России в президентские выборы в 2016 г. и возможном сговоре кампании Дональда Трампа с Россией. Доклад отредактирован, в нем скрыты наиболее конфиденциальные данные, публикация которых может нанести ущерб продолжающимся расследованиям или источникам информации.
Первый том доклада: роль России в предвыборной гонке в США
Россия предпринимала «активные меры», чтобы влиять на мнения американцев и сеять раздор.
Кампания по вмешательству в выборы велась через социальные медиа, этим занималось Агентство интернет-исследований (АИИ), которое «получало финансирование от Евгения Пригожина и его компаний». Как отмечается в докладе, «про Пригожина часто сообщалось, что он связан с Владимиром Путиным», а после этой фразы, заканчивающейся запятой, несколько строк скрыто с пометкой «[Возможный] ущерб текущим делам». АИИ начало действовать в США еще в 2014 г., использовало аккаунты в Facebook и Twitter, ботнеты, организовывало политические митинги. «Российское правительство решительным и систематическим образом вмешивалось в президентские выборы 2016 г. <…> поддерживая кандидата Трампа и выставляя в невыгодном свете кандидата Хиллари Клинтон», – утверждается в докладе.
В докладе описывается хакерская деятельность ГРУ.
Она была направлена против кампании Клинтон. ГРУ получило доступ к серверам демократической партии и украло электронные письма, хакерские атаки с целью похищения информации также осуществлялись против сотрудников штаба Клинтон, связанных с ним организаций, участников кампании и волонтеров. «Свидетельства операций российского правительства начали проявляться в середине 2016 г.», когда появились первые утечки украденных у демократов документов. Сначала они распространялись через подконтрольные ГРУ организации, а также DCLeaks и Guccifer 2.0, затем они были переданы WikiLeaks.
Представители кампании Трампа были заинтересованы в получении украденных материалов демократов.
Их интересовали в том числе электронные письма Клинтон, они обсуждали возможность получения документов с WikiLeaks. В конце июля 2016 г., когда WikiLeaks опубликовал первые украденные у демократов материалы, иностранное правительство связалось с ФБР, чтобы рассказать об общении в мае того года с консультантом штаба Трампа по внешней политике Джорджем Пападопулосом, говорится в докладе. По словам последнего, российское правительство дало понять штабу, что может помочь ему в предвыборной кампании, анонимно распространив компрометирующую информацию о Клинтон. Это заставило ФБР 31 июля начать расследование о возможном сотрудничестве людей, связанных с кампанией Трампа, с Россией в ее деятельности по вмешательству в выборы, говорится в докладе.
Значительная часть доклада посвящена контактам Трампа и его людей в России – с бизнесменами и представителями власти.
Анализируются контакты как в бытность Трампа бизнесменом, так и в то время, когда он уже был кандидатом в президенты и президентом. Рассматривается ситуация вокруг проекта строительства Trump Tower в Москве. Представители кампании Трампа обсуждали этот проект, а также узнали, что у России есть «грязные материалы» о Клинтон, и хотели их получить. Описываются контакты российского посла в США Сергея Кисляка со штабом Трампа, а также встречи представителей команды Трампа с высокопоставленными россиянами после его избрания президентом, включая директора РФПИ Кирилла Дмитриева, вице-премьера Аркадия Дворковича, председателя ВЭБа Сергея Горькова.
Описываются иски и обвинения, предъявленные членам команды Трампа, АИИ и его сотрудникам, офицерам ГРУ.
Популярный документ
Три издательства – Scribner (подразделение Simon & Schuster), Skyhorse Publishing и Melville House – готовятся как можно скорее выпустить доклад Мюллера на бумаге и продавать его, несмотря на то что он будет бесплатно доступен в электронном виде, пишет The Wall Street Journal. Все три открыли предзаказ. Skyhorse намерено отпечатать 200 000 экземпляров, в том числе благодаря высокому числу предзаказов, сказал WSJ издатель Тони Лайонс.
Хотя Россия действительно вмешивалась в выборы, а представители команды Трампа контактировали с россиянами, хотели получить компрометирующие материалы на демократов, в том числе на Хиллари Клинтон, и обсуждали возможность их получения, «расследование не установило, что члены кампании Трампа вступали в сговор или координировали свои действия с российским правительством во время его вмешательства [в выборы]», говорится в докладе.
Например, «расследование не выявило доказательств того, что кто-либо из лиц США с преднамеренным умыслом согласовывал свои действия с операциями АИИ по вмешательству» в выборы.
Второй том: мешал ли Трамп правосудию?
Второй том доклада посвящен вопросам, связанным с возможным препятствованием правосудию со стороны Дональда Трампа.
В нем рассматриваются такие вопросы, как:
– реакция кампании Трампа и его самого на сообщения, что Россия пытается его поддерживать, а также на публикацию украденных у демократов электронных писем WikiLeaks;
– действия уже выигравшего выборы Трампа в связи с поведением назначенного советником по национальной безопасности Майкла Флинна, который, как выяснилось, лгал сотрудникам администрации, СМИ и ФБР о своих контактах с послом Кисляком;
– попытки Трампа скрыть, что это он дал Флинну указание поговорить с Кисляком, а также его давление на руководителей спецслужб, чтобы добиться от них официального заявления, что он не связан с Россией и ее вмешательством в выборы, вплоть до увольнения директора ФБР Джеймса Коми;
– попытки Трампа отменить назначение спецпрокурора Мюллера, а затем – прекратить его расследование;
– попытки Трампа не допустить раскрытия информации о встрече руководителей его предвыборного штаба, включая сына, с представителями России 9 июня 2016 г.;
– давление Трампа на генерального прокурора Джеффа Сешнса, который ранее отказался наблюдать за расследованием Мюллера;
– поведение Трампа в общении с соратниками Полом Манафортом, Майклом Флинном и личным юристом Майклом Коэном в ситуациях, которые можно было расценить как сотрудничество с Россией, а также его реакция на их заявления после предъявления им обвинений.
В общей сложности описываются 10 эпизодов, которые можно расценить как возможное препятствование правосудию. Мюллер, однако, не делает никаких выводов относительно нарушений Трампом законов. Он рассматривает юридические теории, которые могли бы определить действия Трампа как препятствование правосудию.
Расследование, которое возглавил Роберт Мюллер, началось по инициативе конгресса после того, как спецслужбы США пришли к выводу, что Россия вмешивалась в президентские выборы 2016 г. Работа длилась 22 месяца и завершилась в конце марта, после чего генпрокурор и министр юстиции США Уильям Барр обнародовал краткие выводы доклада.
Конгрессмены потребовали представить его полностью; в четверг, 18 апреля, генпрокурор передал им отредактированный доклад. В результате расследования обвинения были предъявлены 34 людям, в том числе высокопоставленным членам предвыборного штаба Трампа. В феврале 2018 г. были предъявлены обвинения 13 россиянам и трем организациям, включая Евгения Пригожина, двум его компаниям и АИИ. В июле того же года обвинения в связи с вмешательством в выборы также предъявили 12 сотрудникам ГРУ.