Как финны перетряхнули парламент
Лидер победивших на парламентских выборах в Финляндии социал-демократов обещает позаботиться о бедных. Деньги на это возьмет у богатыхЗачем финнам смотреть «Игру престолов»? У них в реальном времени разворачивается куда более захватывающая интрига, иронизирует газета Uusi Suomi. В среду, 17 апреля, будут официально объявлены результаты выборов в парламент Финляндии. Предварительные итоги опубликовало министерство юстиции. В лидеры с микроскопическим отрывом (0,2%) выбилась оппозиционная социал-демократическая партия. Последний раз ей это удавалось в конце прошлого века, в 1999 г. Хотя праздновать победу ей рано: впервые в истории страны ни одна партия не набрала больше 20% голосов. Социал-демократам досталось 40 мандатов, а ставшие вторыми националисты – «Истинные финны» заберут 39 кресел. Правящая партия «Финляндский центр» оказалась на четвертом месте, пропустив вперед и младшего партнера по коалиции – правоцентристскую Национальную коалиционную партию.
Теперь избиратели гадают, кто из политиков с кем заключит союз. Председатель социал-демократической партии Антти Юхани Ринне обещал разослать остальным партиям вопросник по ключевым ценностям: «Увидев ответы на наши вопросы, мы поймем, с кем стоит попытаться создать коалиционное правительство». Он заверил, что не станет кооперироваться с «Истинными финнами». В этом поклялись в эфире телеканала YLE и лидеры еще четырех парламентских партий, контролирующих 83 места.
Бандит из профсоюза
56-летний Ринне в детстве мечтал быть лесорубом и после школы исполнил мечту. Поработал и решил сменить профессию. Всего за полтора года он окончил бакалавриат юридического факультета Университета Хельсинки. «Я не планировал выпускаться через полтора года, – признался Ринне, отвечая на вопросы для новостной рассылки издательства Alma Media. – Но я уже работал, создал семью и не видел поводов тянуть с учебой. У меня была неплохая память и не было амбиций по поводу оценок <…> Мои родители оба юристы, так что юридический язык и термины мне хорошо знакомы». С особой гордостью Ринне отмечал, что, получив диплом, не пошел напиваться в баре по примеру других выпускников.
Он специализировался на трудовом праве, но для обычных финнов затраты на трудовых юристов неподъемны. Первая инстанция обойдется от 5000 до 10 000 евро, а в случае проигрыша придется еще выплачивать компенсацию противоположной стороне. Единственный способ добиться справедливости – профсоюз. Так Ринне объяснял, почему не стал открывать собственную практику.
Первым его местом работы стал профсоюз транспортных работников AKT. Карьера неожиданно прервалась в 1996 г., через 10 лет после окончания вуза. Ринне обвинили в махинациях с командировочными деньгами. Например, он якобы одновременно был в Швеции и финской провинции Остроботния. Речь шла о сумме порядка 10 000 финских марок (около $2000). Ринне настаивал, что не виновен, но не может это доказать из-за неразберихи в документах. Он счел за лучшее уйти и продолжить карьеру в других профсоюзах. В 2014 г. Кауко Лехикойнен, к тому времени уже бывший руководитель AKT, в интервью газете Helsingin Sanomat, снял обвинения. Он допустил, что резкий и амбициозный юрист пал жертвой интриг.
Может быть, эта история и подзадержала карьеру Ринне, но отнюдь не помешала ей. С 2002 г. он поочередно был председателем разных профсоюзов: ERTO, Toimihenkilounioni и Pro. За агрессивность ему дали прозвище Профсоюзный бандит.
В 2011 г. Ринне приезжал в Санкт-Петербург на встречу с российскими профсоюзами. На вопрос о методах борьбы он дал лаконичный ответ: «Забастовка». Он останавливал работу предприятий, не заботясь о том, как это выглядит с юридической точки зрения. Например, в 2011 г. он организовал забастовку работников лесного хозяйства, которая после долгих лет разбирательства была признана незаконной. В 2012 г. Finnair отдала на аутсорсинг швейцарской компании SP Technics обслуживание двигателей самолетов. Это означало, что часть финских сотрудников будет уволена. Технический персонал Finnair начал забастовку, часть рейсов пришлось отменить – но забастовка была прекращена раньше срока, после того как компания пригрозила стребовать с профсоюза 2,8 млн евро убытков.
Ринне идет в политику
Обратить профсоюзный капитал в политический Ринне пытался еще в конце прошлого века. Он примкнул к социал-демократам, у которых традиционно сильные связи с профсоюзами. А профсоюзы – одна из главных сил Финляндии, в них состоит 70–80% трудоспособного населения, рассказывал «Медузе» директор по связям с общественностью управления соцобеспечения Финляндии Kela Олли Кангас: «В северных странах фонды занятости управляются профсоюзами. Если вы хотите что-то получить из фонда, вы присоединяетесь к профсоюзам – поэтому в них все состоят».
Финляндская Республика
Государство на севере Европы
Территория – 338 455 кв. км.
Население (февраль 2019 г.) – 5,5 млн человек.
Инфляция (март 2019 г., в годовом выражении) – 1,1%.
Безработица (февраль 2019 г.) – 7,4%.
ВВП (2018 г., предварительные данные) – 233,6 млрд евро, на душу населения – 42 340 евро.
Внешняя торговля (2018 г.): экспорт – 63,7 млрд евро, импорт – 66,6 млрд евро.
Государственный долг (2018 г.) – 104,97 млрд евро (44,95% ВВП).
В 1997 г. Ринне был избран от социал-демократов в совет муниципалитета Мянтсяля с населением около 20 000 человек. Дальше дело застопорилось. Через два года он пытался прорваться в парламент, но безуспешно – в Финляндии голосуют не за партийные списки, а за отдельных кандидатов. В 2012 г. решил стать вице-президентом социал-демократической партии и снова потерпел неудачу.
Потом ему повезло. Председатель социал-демократов Ютта Урпилайнен высказалась за сокращение госрасходов. На нем настаивала крупнейшая тогда в парламенте фракция Национальной коалиционной партии, в союзе с которой правили социал-демократы. Ринне встал в жесткую оппозицию и не прогадал: в 2014 г. он возглавил партию вместо Урпилайнен.
В виде напутствия та шутливо посоветовала ему никогда не надевать на фотосессию колготки в сеточку. Ее после избрания хорошенько пропесочили за манеру одеваться, в том числе за пресловутые колготки.
Бизнесмен против профлидера
В довесок к посту председателя партии Ринне получил должность министра финансов в коалиционном правительстве. Его госслужба продлилась недолго. Уже в следующем 2015 году состоялись выборы, которые лично для Ринне оказались благоприятными: он попал-таки в парламент. А вот для партии – наоборот: 16,5% голосов – это был худший результат социал-демократов в истории. В результате они не приняли участия в формировании правительства – и Ринне лишился поста министра.
Премьер-министром Финляндии стал бывший бизнесмен Юха Сипиля. В качестве одной из главных задач он провозгласил сокращение госдолга. Основной проблемой был не размер долга, а быстрые темпы его роста. Отчасти виной тому было увеличение продолжительности жизни. В 2018 г. 21,4% финнов было старше 65 лет. Больше людей преклонного возраста в Европе только в Португалии, Греции и Италии, примерно столько же в Германии, гласят данные Eurostat.
Сипиля пугал, что Финляндия близка к превышению максимально допустимого дефицита бюджета. После этого Еврокомиссия получит право вмешаться в дела страны. Его партия получила большинство, он засучил рукава – и в 2018 г. впервые за 10 лет госдолг сократился. Однако то, как это было сделано, финнам не понравилось. Сипиля заморозил рост пенсий, урезал пособия по безработице, уменьшил премии чиновникам, облегчил увольнение работников и принял множество других решений, словно нарочно подготовив благодатную почву для избирательной кампании любого оппозиционера, а тем более бывшего профсоюзного лидера.
Противоречия вокруг реформы социальных услуг и здравоохранения в кабинете Сипиля достигли такого накала, что 8 марта президент Финляндии Саули Ниинистё одобрил отставку правительства. Выборы назначили на 14 апреля.
Где взять 1,5 млрд евро
Ринне чуть не пропустил избирательную кампанию. На Рождество он был в Испании, где заболел пневмонией. Болезнь осложнилась инфекцией перикарда. Когда он наконец смог вернуться в Финляндию, врачи обнаружили проблемы еще и с артериями. В итоге лечение растянулось на несколько месяцев.
Едва встав на ноги, Ринне с удовольствием взялся за привычную риторику. Его предвыборное послание было незамысловато: предыдущее правоцентристское правительство подорвало за четыре года правления все основы, на которых зиждется государство всеобщего благоденствия. Пора побороть социальную несправедливость и тратить больше денег на образование и поддержку наиболее бедной части населения.
Он собирается облегчить бремя безработных, малоимущих и студентов. Тем, кто получает от государства пенсию меньше 1400 евро в месяц, хочет накинуть 100 евро. Это обойдется бюджету в 700 млн евро, зато «более 55 000 пенсионеров смогут избежать бедности». Откуда взять деньги? Ринне обещал Reuters: «Мы можем собрать еще более 1,5 млрд евро налогов, не трогая налоги на доходы [физлиц]».
Говоря, что подход состоит в том, чтобы налоговая база была как можно шире, а ставка налога не допускала отклонений, Ринне имел в виду повышение уровня занятости и строгий подход к налоговым льготам, объясняет The Helsinki Times. Но это не значит, что стоит беспокоиться только корпорациям или богачам. «Надо укреплять благоденствие общества, это требует денег», – говорил он Reuters. Например, он планирует повысить налог на дивиденды, что принесет казне дополнительно 400–600 млн евро.
Ринне обмолвился и о налогах на потребление. Они хитро привязаны к проблеме экологии. На продукты, не способствующие глобальному потеплению, налог будет меньше, чем на «вредные». То есть должны подорожать продукты животноводства, что повергло в легкий шок финских фермеров.
Опрос, проведенный властями в 2017 г., показал, что у Ринне есть пространство для маневра: 79% граждан вполне довольны уровнем налогообложения – это на 10 п. п. больше, чем в аналогичном опросе, проведенном в 2013 г.