Кремлевские эксперты выступают за введение электронных технологий на выборах
Пока доверия к таким системам нет, считают в «Голосе»Современные электронные и интернет-технологии имеют высокий потенциал на различных этапах проведения выборов, говорится в докладе близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). По мнению экспертов, их можно применять для регистрации избирателей, агитации, отбора кандидатов и партийных праймериз, а также для голосования и установления результатов выборов.
Так, онлайн-базы данных облегчают задачу создания реестров избирателей и управления ими, исключая «мертвые души» и снижая возможности для фальсификаций. Элементы формирования реестра избирателей онлайн использовались в системе «Мобильный избиратель» на президентских выборах 2018 г. – тогда россияне могли зарегистрироваться на участке не по месту прописки, а по месту пребывания.
При этом некоторые наименее развитые страны мира стали лидерами в использовании биометрических технологий на выборах именно из-за отсутствия надежных документов, удостоверяющих личность, и реестров населения, подчеркивается в докладе. Например, в 2017 г. в Сомалиленде прошли первые в мире выборы, где избирателей идентифицировали через сканирование радужной оболочки. Развитые же страны применяют «системы паспортов» и идентификационные карты граждан.
В большинстве стран так или иначе используются электронные технологии в день голосования – от системы сканирования бюллетеней до онлайн-голосования. По мнению экспертов, это снижает затраты на организацию голосования, ускоряет обработку результатов, устраняет барьеры для участия граждан в выборах. При этом сохраняются опасения неконтролируемого вмешательства в голосование, однако развитие блокчейн-технологий открывает новые возможности. Электронное голосование пройдет в одном из округов на выборах в Мосгордуму в сентябре 2019 г., напоминают эксперты. Но пока лишь Эстония использует систему онлайн-голосования на национальном уровне на основе идентификационных карт с чипом, отмечается в докладе.
Партии используют мобильные приложения для общения с избирателями, а также специальные алгоритмы на основе технологий искусственного интеллекта для обработки данных. Такие форматы позволяют вовлекать граждан в формирование повестки и программы партий. Например, создаются специальные приложения для тех, кто поддерживает кандидата: вводятся элементы игр, избиратели начинают участвовать в кампании и вести агитацию среди друзей.
На президентских выборах в США использовались big data и соцсети как основной компонент при разработке коммуникационной стратегии кампании. Движение «Вперед!» Эмманюэля Макрона использовало цифровую платформу для анализа предпочтений избирателей перед президентскими выборами во Франции в 2017 г. Правда, пока, оговариваются эксперты, использование больших данных для расчетов избирательных кампаний не универсально и имеет ряд ограничений, в том числе касающихся защиты персональных данных, низкой репрезентации партий в соцсетях и неустойчивости политических предпочтений.
Тем не менее в мире уже создаются интернет-партии, которые делают упор на свои онлайн-платформы: в качестве подобных примеров авторы доклада приводят такие организации, как «Пять звезд» в Италии и «Подемос» в Испании, «Вперед!» и «Непокорная Франция» во Франции, – они опираются на интернет-активизм и соцсети. Такие структуры появились в развитие идей «пиратских партий», которые выступали за доступ к культурным благам как неотъемлемое право граждан. Кроме того, эксперты отмечают новый тренд на создание «блокчейн-партий», которые обязывают своих представителей в парламенте голосовать точно так, как решат граждане, голосуя в сети. Первая такая партия – Flux участвует в парламентских выборах в Австралии.
Электронные технологии используются и для отбора кандидатов – например, итальянским движением «Пять звезд». Технологию блокчейна многие партии применяют на внутренних праймериз. Первыми праймериз на базе блокчейна стали первичные выборы республиканской партии в американском штате Юта в 2016 г., когда в голосовании приняли участие около 600 000 человек. А первые в мире партийные праймериз с технологией блокчейна на национальном уровне провела Тайская демократическая партия в ноябре 2018 г.
Общество пока психологически не готово к электронным технологиям на выборах, поэтому должно пройти какое-то время, а повсеместный переход займет пять-десять лет, считает один из авторов доклада – Александр Серавин: «Люди привыкли голосовать с помощью «глиняных табличек», но приходит время от них отказаться. Деньги уже доверили электронным системам. Некоторые люди уже живут в цифровом обществе. Государство должно идти за обществом, а оно переходит в электронные системы». Есть сомнения и в том, насколько голосование будет конфиденциальным и легитимным, добавляет эксперт: «Но, опять же, есть криптовалюты, и интерес к ним в прошлом году показал, что и анонимность соблюдается, и доверие выше, чем к национальным финансовым системам. Взломать можно что угодно, но опыт работы с криптовалютами показал, что эти системы максимально безопасны».
Госдума 16 апреля рассмотрит законопроекты о создании в Москве цифровых участков для голосования на региональных выборах и о системе «Мобильный избиратель». В минувшую среду на заседании Центризбиркома был представлен проект порядка организации голосования на цифровых избирательных участках в Москве осенью 2019 г. В четверг эта тема будет обсуждаться на заседании Научно-экспертного совета при ЦИК.
В большинстве стран вообще не применяются электронные системы для голосования на выборах, говорит сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц: «Государство должно выступать в роли гаранта, чтобы соблюдались права, выборы проходили честно. Электронные системы в плане безопасности пока ненадежны, к ним низкое доверие там, где их пытались внедрять».
Последний пример такого рода – Швейцария, рассказывает эксперт. На муниципальных выборах в кантонах швейцарцы голосуют через интернет, и власти решили внедрить такое голосование на общенациональном уровне. Наняли известную фирму для разработки системы, заказали крупной аудиторской кампании проверку системы, а после того, как убедились в ее надежности, решили открыть публичное тестирование с объявлением награды за взлом системы. В результате хакеры сразу же ее взломали, предоставив доказательства критических уязвимостей, в том числе и возможности замены голосов, оставаясь незамеченными. И все это произошло при серьезном и осторожном подходе швейцарцев к внедрению интернет-голосования, подчеркивает Мельконьянц.
У таких систем несколько «родовых травм», считает он: «Одна из них – тайна голосования. Нужно либо иметь возможность перепроверить, что твой голос электронная система учла правильно, но тогда есть риск потери тайны голосования, либо гарантировать тайное голосование, но тогда проверить, правильно ли учтен голос, будет невозможно». Еще одна проблема с контролем, продолжает эксперт: «Если вопрос контроля со стороны партий, кандидатов и общественных организаций на обычных выборах понятен и возможна перепроверка результатов, то электронные системы закрыты для наблюдения и требуют для этого специфических знаний, а также больших финансовых затрат».
В таких системах нет «плана Б», подчеркивает Мельконьянц: когда на участках используются КОИБы, то, если с ними что-то происходит, избиратели могут проголосовать обычным способом, электронные же системы такой возможности не дают: «Например, московская инициатива предполагает, что человек должен определиться, как будет голосовать на выборах в Мосгордуму – обычным способом или участвуя в электронном голосовании – за три дня до выборов. После этого он не сможет поменять способ голосования».
Электронные системы могут использоваться и в политических целях для дискредитации выборов – возможны провокации и хакерские атаки, чтобы поставить под сомнение результаты, добавляет эксперт. И убедить общество, что все прошло честно, будет практически невозможно, потому что проверка внутренностей электронной системы тоже будет вызывать вопросы, резюмирует он: «Поэтому спешить в мире никто не собирается: прогресс прогрессом, но в таких консервативных делах, как выборы, спешка может стоить потери доверия к выборам и к легитимности власти».