Дискуссия о точечных поправках в Конституцию может закончиться ее более серьезным изменением
А инициатива спикера Госдумы Володина – это зондаж общественного мнения, считают экспертыГосдума могла бы участвовать в формировании правительства, заявил в субботу ее председатель Вячеслав Володин в интервью сайту палаты. Для этого нужно изменить Конституцию: детализировать нормы об отчете правительства перед Думой, в том числе в оценке отдельных министерств, и предусмотреть «как минимум» участие депутатов в консультациях при назначении членов правительства. Сейчас Дума лишь дает президенту согласие на назначение премьера, а решение о составе правительства президент принимает по представлению премьера, не имея возможности «опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам», пояснил Володин.
«Это новое предложение», – сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, обсуждаются ли в Кремле подобные поправки. Премьер Дмитрий Медведев написал в Facebook, что фундаментальные изменения Конституции не нужны, но развитие политической системы «может вызвать вопросы о донастройке функционирования отдельных институтов власти». Хотя эта «донастройка» не должна затрагивать положений о правах и свободах граждан, а также норм о президентской республике, добавил он. Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко на просьбу «Интерфакса» о комментариях сказал: «Давайте я не буду это комментировать».
Представители думских партий инициативу Володина дружно поддержали. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев привел в пример выступления кандидатов в послы в международных комитетах парламента: «Наверное, было бы правильно, если бы министр перед назначением приходил в профильный комитет, предлагал свою программу, отвечал на вопросы депутатов». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «любая исполнительная власть без контроля или сопьется, или проворуется» (цитата по «Интерфаксу»), а лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил, чтобы Дума не только утверждала министров, но и инициировала их отставку.
В то же время председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас напомнил, что Дума и сегодня может влиять на формирование правительства, так как принимает решение по кандидатуре премьера. А фракциям «ничто не мешает обсудить с кандидатом в премьеры любые вопросы, в том числе и по составу правительства, и определиться по его кандидатуре с учетом всех обстоятельств», добавил сенатор.
Такие поправки допускает сама Конституция, где прописан порядок ее изменения, говорит судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова: «Другое дело, что предлагаемые меры не очень значимы. Получит Дума возможность давать согласие на назначение членов правительства, но назначать их все равно будет президент, и перед ним они будут нести ответственность». Раз о поправках заявил спикер Думы, то это как минимум подготовка общественного мнения к тому, что изменения произойдут, считает Морщакова: «Диссонанса между этим предложением и мнением общества, что правительство должно быть перед кем-то ответственно, нет. Как оно отчитывается перед президентом, мы не знаем, а ответственности перед парламентом у него нет».
Председатель Думы сформулировал два ключевых предложения о том, что можно сделать, чтобы обеспечить большую сбалансированность исполнительной и законодательной власти, поясняет советник Володина, руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Закрепление этих норм в Конституции логично, поскольку механизмы, регулирующие баланс ветвей власти, относятся к базовым, конституционным». В 2018 г. в связи с 25-летием Конституции было много заявлений [о ее судьбе], т. е. обсуждение вопроса о том, нужны ли поправки и если нужны, то какие, становится нормальным явлением, говорит он. И если, с точки зрения государства, принятие таких изменений через какое-то время назреет, то общественное мнение будет к этому вполне готово, добавляет Бадовский: «Вообще, если когда-то дело дойдет до поправок в Конституцию, то вряд ли будет идти речь о какой-то одной новации. Скорее будет сформирован целый пакет различных поправок по целому ряду тем».
Лидер правящей партии – премьер, подавляющее большинство министров – члены этой партии, не утверждать премьера без его четких предложений по кабинету никто не мешает и сейчас, считает руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов. В любой момент Дума может призвать правительство к ответу множеством способов – от вотума недоверия премьеру до проката правительственных законопроектов, напоминает он: «За абсолютно все вызывающие раздражение инициативы правительства парламент несет равную по крайней мере ответственность. Фактором роста доверия к власти увеличение роли Думы не может стать даже теоретически».
Пока предложения Володина не очень конкретизированы, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Важно, чтобы депутаты имели влияние на правительство, но прежде всего вопрос в балансе полномочий, а ответственность за работу министерств [лежит] на премьере. Участие же в определении министров – это серьезные дополнительные полномочия при неочевидной ответственности». Эти предложения могут быть подготовкой к более существенным изменениям Конституции, допускает эксперт: «Возможно, это зондаж общественного мнения. В то же время содержательная дискуссия по этому вопросу, особенно с позитивным финалом, добавляет очков любому политическому игроку. А за это всегда идет конкуренция, и совсем не очевидно, что в итоге будут приняты именно эти поправки именно в такой редакции». Если же рассматривать это как подготовку транзита власти – 2024, то история началась не очень удачно и может иметь определенные издержки, так как стартовала она не с разговора о защите интересов граждан, а с вопроса о переделе полномочий госорганов, резюмирует Костин.
Видимо, это инициатива Володина, это в его стиле последнего времени, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Он накачивает свой политический вес, но получается такая накачка инфляции – он что-то предлагает, а это провисает в воздухе». Результат попыток придать субъектности Думе может быть неоднозначным и к заявлениям Володина могут перестать относиться серьезно, предполагает эксперт. «Он нарывается на споры и дискуссии, демонстрирует инициативность. Он понимает, что это резонансная тема и ее будут обсуждать, а ему надо присутствовать в информационном поле и демонстрировать свои якобы растущие возможности среди других органов власти, но пока не очень получается», – заключает Колесников.