За что арестован бывший полпред президента Виктор Ишаев

Это сигнал местным элитам перед осенними региональными выборами
Вечером Басманный суд отправил Ишаева под домашний арест
Вечером Басманный суд отправил Ишаева под домашний арест / Виталий Белоусов / РИА Новости

Утром 28 марта российские информагентства сообщили, что бывший полпред президента в Дальневосточном федеральном округе и экс-губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев задержан в Москве, а в администрации Хабаровского края проводятся обыски. По данным источников агентств, обыски и задержание были проведены в рамках расследования дела о злоупотреблении в лесной отрасли.

Однако в опубликованном днем пресс-релизе Следственного комитета России (СКР) ни о каком лесе уже не говорилось. По информации СКР, Ишаева, который в 2013–2018 гг. занимал должность вице-президента «Роснефти», задержали по подозрению в хищении мошенническим путем денежных средств у этой нефтяной компании (ч. 4 ст. 159 УК). По версии следствия, с 2014 по 2017 г. в результате обмана и злоупотребления доверием сотрудников и руководства «Роснефти» Ишаев обеспечил заключение по завышенной стоимости договоров аренды помещения площадью свыше 280 кв. м для нужд представительства компании в Хабаровском крае с принадлежащей экс-полпреду коммерческой организацией.

Пресс-служба «Роснефти» заявила, что именно ее служба безопасности выявила злоупотребления и передала материалы в правоохранительные органы. В 2018 г. было принято решение о ликвидации представительства в Хабаровске, ликвидационные процедуры завершаются, отметили в «Роснефти». По данным «РИА Новости», обыски в четверг прошли и в дальневосточном представительстве «Роснефти».

Вечером Басманный суд отправил Ишаева под домашний арест. Нанесенный им ущерб оценен в 5,7 млн руб. Сам Ишаев назвал обвинение абсурдным и заявил, что «5 млн руб. за пять лет – это маленькая часть зарплаты». Представленную суду информацию о наличии у него зарубежных офшоров Ишаев назвал «полным враньем». «Чушью собачьей» обвиняемый назвал утверждение следователя о том, что, оставшись на свободе, он может повлиять на следствие или скрыться.

Ишаев был одним из самых опытных и авторитетных региональных лидеров. Он возглавил администрацию Хабаровского края в 1991 г., через пять лет выиграл первые выборы губернатора и занимал этот пост до 2009 г. После этого он был назначен полпредом президента Дмитрия Медведева в Дальневосточном федеральном округе, а с 2012 г. совмещал этот пост с должностью министра по развитию Дальнего Востока. В 2013 г. вернувшийся в Кремль Владимир Путин освободил Ишаева от обоих постов (новым полпредом стал Юрий Трутнев), после чего Ишаев и начал работу в «Роснефти», где курировал вопросы развития бизнеса на Дальнем Востоке.

До Ишаева полпреды президента в федеральных округах фигурантами уголовных дел не становились. В то же время он стал уже вторым бывшим министром, оказавшимся под стражей за три последних дня: во вторник был задержан, а в среду арестован экс-министр по делам открытого правительства Михаил Абызов, которому наряду с мошенничеством инкриминируется создание организованного преступного сообщества.

Ранее два человека, близких к администрации президента, говорили «Ведомостям», что прошлой осенью Ишаев поддерживал на губернаторских выборах в Хабаровском крае кандидата от ЛДПР, депутата Госдумы Сергея Фургала, который во втором туре победил действующего губернатора Вячеслава Шпорта. По словам одного из собеседников, Ишаев убедил Фургала не сниматься с выборов перед вторым туром, хотя такая договоренность была достигнута с полпредом Трутневым.

Еще один человек, близкий к администрации президента, говорит, что Трутнев перед вторым туром договаривался с руководством ЛДПР и Ишаевым, чтобы Фургал не вел активную избирательную кампанию. Именно в тот момент Шпорт и Фургал записывали совместные видеоролики, в которых губернатор официально обещал сопернику пост вице-губернатора. Однако Ишаев договоренности с Трутневым нарушил, уверяет собеседник. После победы Фургала в его правительство пришли несколько человек из команды Ишаева: первым зампредом правительства края стал Игорь Аверин, работавший у Ишаева в полпредстве, а министром финансов стал Александр Кацуба, занимавший тот же пост при губернаторе Ишаеве. Человеком Ишаева считается и зампред правительства по вопросам безопасности и взаимодействия с федеральными органами Владимир Хлапов, в кабинете которого, по данным «Интерфакса», в четверг тоже прошли обыски.

Представитель Трутнева отказался от комментариев.

Поводом для задержания Ишаева могла стать кампания против Фургала, допускает политолог Михаил Виноградов: «Это важно и с точки зрения влияния на расстановку сил на сентябрьских выборах в краевую думу. Однако повод, каким бы он ни был, оказывается вторичен по сравнению с резонансом, который бьет и по «патриархам» российской политики, и по бывшим не только губернаторам, но и полпредам, и членам Совбеза». Таким образом, завершилась пауза в задержаниях крупных чиновников, длившаяся с апреля 2017 г., когда под стражей оказались глава Удмуртии Александр Соловьев и только что уволенный глава Марийской республики Леонид Маркелов, а за полгода до этого – министр экономического развития Алексей Улюкаев, напоминает эксперт.

Дело Ишаева будет восприниматься региональными элитами как сигнал и перед сложными выборами в Хабаровском крае (в краевую думу, в гордумы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре и в Госдуму по округу Фургала) и в других регионах, где пройдут выборы губернаторов – федеральных назначенцев, далеких от нынешних региональных элит, считает политолог Александр Пожалов. По его мнению, федеральная кадровая политика – назначать в регионы менеджеров, не связанных с региональными элитами, и ослаблять эти элиты – требует вывода из игры влиятельных региональных «патриархов», таких как Ишаев.

Похоже, что президент дал установку силовикам брать всех, на кого есть хоть какие-то материалы, предполагает политолог Аббас Галлямов: «Принцип «на грехи своих глаза слегка подзакрываем» больше не действует. Во-первых, падающие рейтинги власти требуют продемонстрировать обществу интенсификацию борьбы с коррупцией. Во-вторых, экономика тоже уже не позволяет воровать в прежних масштабах». К тому же, поддержав Фургала, Ишаев действительно дал основания усомниться в своей лояльности, добавляет эксперт: «Так что в его случае арест несет еще и воспитательный смысл – чтобы другим неповадно было».

Бывшие министры под следствием