Страховщики просят ЦБ не наказывать их за нарушения

Компании не готовы с 1 апреля продавать страховки жизни по новым требованиям
После 1 апреля начнутся проверки, и если будут выявлены нарушения, компаниям грозят предписания и штрафы
После 1 апреля начнутся проверки, и если будут выявлены нарушения, компаниям грозят предписания и штрафы / Евгений Разумный / Ведомости

Страховщики жизни оказались не готовы к требованиям ЦБ о продаже полисов страхования жизни, которые вступят в силу 1 апреля, предупредил в письме первому зампреду ЦБ Сергею Швецову Всероссийский союз страховщиков (ВСС). «Ведомости» ознакомились с письмом за подписью президента ВСС Игоря Юргенса, подлинность документа подтвердил представитель ВСС.

ЦБ во вторник, 26 марта, сообщил, что с 1 апреля страховщики и их агенты при продаже полисов страхования жизни будут обязаны предупреждать клиентов об основных рисках этих продуктов и существенных условиях договора. Это предусмотрено указанием ЦБ.

Представитель ЦБ говорил «Ведомостям», что после 1 апреля начнутся проверки, как соблюдаются требования регулятора, и если будут выявлены нарушения, компаниям грозят стандартные меры ответственности – предписания и штрафы в случае неисполнения предписаний. Ответственность за работу агентов (полисы страхования жизни продаются в основном через банки. – «Ведомости») также несут страховщики, отметил представитель ЦБ.

Санкции за нарушение требований ЦБ и обеспокоили страховщиков. В письме ВСС просит ЦБ рассмотреть возможность предоставления моратория на последствия несоблюдения требований указания сроком по 1 июля 2019 г. Просьба вызвана сжатостью сроков вступления документа в силу, объясняет представитель ВСС: официально указание ЦБ было опубликовано 26 марта. «На техническую подготовку после выхода документа у страховщиков остались считанные дни. Документ вступает в силу 1 апреля», – жалуется и вице-президент ВСС Максим Данилов (цитата по «Интерфаксу»).

Необходимость в моратории ВСС объясняет тем, что компаниям нужен срок для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями указания, внесения изменений в документацию. Страховщикам необходимо провести работу по обеспечению соблюдения требований указания третьими лицами, в том числе кредитными организациями, привлекаемыми для заключения договора добровольного страхования.

Правила продажи полисов страхования жизни будут ужесточены, ЦБ предупреждал об этом еще осенью 2018 г., когда выявил недобросовестное поведение продавцов: полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) продаются под видом вкладов, а доходность у них ниже, чем у депозитов, тогда как продавцы полисов убеждают покупателей в обратном. Чтобы покончить с этим, ЦБ и подготовил новое указание и неоднократно предупреждал, что планирует его вступление в силу на 1 апреля.

В ЦБ письмо ВСС не поступало, сказал его представитель. В то же время, продолжает он, введение требований обсуждалось с рынком с прошлого года, срок вступления в силу указания был согласован с ВСС в январе. «С учетом массовости продаж продуктов по страхованию жизни и социальной значимости данного вида страхования страховщики и их агенты должны будут соблюдать требования с 1 апреля», – настаивает представитель ЦБ. Он подтверждает, что ЦБ будет вести периодический мониторинг выполнения требований по информированию клиентов. Индикатором для ЦБ и основанием для мер воздействия станут обращения граждан, добавил он.

Несмотря на то что проект указания ЦБ действительно появился в конце прошлого года, о нем шла длительная дискуссия, объясняет гендиректор «ВСК – линия жизни» Олег Воляник. Первоначальный вариант Минюст возвращал на доработку, промежуточный документ нельзя было воспринимать как руководство к действию, продолжает он: «А вышедшая итоговая редакция указания также вызывает вопросы у страховщиков, сейчас мы их обобщаем и в дальнейшем направим в ЦБ для получения разъяснений».

Представитель «Капитал лайф страхование жизни» сказал, что поддерживает позицию ВСС, но от дополнительных комментариев отказался. Представитель «Сбербанк страхование жизни», лидера отрасли, отказался от комментариев.

Итоговый текст указания значительно отличается от первоначально опубликованного и страховщики попросили дополнительное время на подготовку к работе по новым правилам, уверяет руководитель правового департамента «Росгосстрах жизни» Александр Козинов. Большинство продаж происходит с использованием операционных систем банков и у них список необходимых изменений может быть сформирован на длительный период, продолжает он. Сейчас «Росгосстрах жизнь» активно взаимодействует с партнерами, включая банк «ФК Открытие», и дорабатывает внутренние системы и процессы, чтобы к 1 апреля выполнить требования ЦБ, заключает он.

Маловероятно, что компании успеют в отведенный срок исполнить требования ЦБ по раскрытию информации, передал «Ведомостям» замгендиректора «Альфастрахование-жизнь» Юрий Грузинов. Для этого нужно внести несколько сотен изменений, обеспечить распечатку документов с учетом новых требований ЦБ, жалуется он. «Кроме того, необходимо обучить порядка 30 000 консультантов, чтобы они грамотно доносили информацию о продукте для клиентов, так как торговые сети еще не знакомы с новыми документами. Если сроки останутся прежними, на рынке может сложиться ситуация, которая спровоцирует новый виток жалоб клиентов», – опасается Грузинов.

Страхование жизни – самый быстрорастущий сегмент страхового бизнеса, это драйвер рынка, указывал неоднократно ЦБ. В прошлом году взносы по страхованию жизни выросли на 36,5% и достигли 450,8 млрд руб.