Расходы партийцев на оплату услуг подрядчиков недостаточно прозрачны

Эксперты «Голоса» выяснили, на что парламентские партии тратят государственные деньги
Госфинансирование партий во всем мире используется для стимулирования их  политической работы, однако российские партии вместо этого зачастую  выводят деньги в аффилированные с ними или их руководителями структуры,  отмечается в докладе
Госфинансирование партий во всем мире используется для стимулирования их политической работы, однако российские партии вместо этого зачастую выводят деньги в аффилированные с ними или их руководителями структуры, отмечается в докладе / PhotoXPress

Парламентские партии тратят большую часть своего госфинансирования на содержание околопартийных структур и оплату услуг подрядчиков. Об этом говорится в докладе движения «Голос», проанализировавшего партийные расходы в 2005–2017 гг. Фактически партийцы живут за счет налогоплательщиков, подчеркивают эксперты: например, в 2017 г. (отчетности за 2018 г. пока нет) парламентские партии получили из федерального бюджета почти 7 млрд руб., что составило более 80% их доходов. При этом стоимость одного голоса избирателя, исходя из которой рассчитываются выплаты партиям, усилиями их же депутатов выросла с 2007 г. более чем в 30 раз – с 5 до 152 руб.

Госфинансирование партий во всем мире используется для стимулирования их политической работы, однако российские партии вместо этого зачастую выводят деньги в аффилированные с ними или их руководителями структуры, отмечается в докладе.

Так, «Единая Россия» за 13 лет отчиталась о 7,7 млрд руб., уплаченных подрядчикам и кредиторам. Крупнейшим из них стал Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, которому в 2008–2009 гг. (тогда его возглавлял нынешний губернатор Подмосковья Андрей Воробьев) партия перевела 1 млрд руб. на погашение займа. Кстати, как раз в 2008 г. Дума впервые повысила стоимость голоса на выборах с 5 до 20 руб., благодаря чему в 2007–2009 гг. госфинансирование партии власти выросло более чем на 600 млн руб. в год, которые и были использованы для погашения кредита, поясняют эксперты.

ЛДПР за тот же период отчиталась о затратах в 4,1 млрд руб., а ее главным подрядчиком стал индивидуальный предприниматель Даниил Бондарь, получивший с 2013 по 2017 г. 839,8 млн руб. за «размещение информационных материалов». Еще 140,9 млн руб. в 2014–2017 гг. на те же цели партия выплатила ООО «Фин-арт групп», тоже принадлежащему Бондарю.

КПРФ заплатила 2,7 млрд руб., четверть из которых получили учрежденные партией телеканал «Красная линия» (352,3 млн) и газета «Правда» (314,8 млн). У «Справедливой России» одним из крупнейших получателей средств тоже оказалась организация, аффилированная с самой партией, – «Центр защиты прав граждан», которому в 2017 г. эсеры перечислили 108 млн руб. на «благотворительную деятельность».

Все было в рамках закона, партия имеет право брать кредит, говорит человек в «Единой России»: «Сейчас кредитов партия не берет, хватает своих денег – есть госфинансирование и пожертвования».

Коммунисты развивают собственные СМИ, потому и тратят столько денег на их поддержку и только в выборный период берут внешних подрядчиков, поясняет секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Разовый недельный тираж партийных газет, по его словам, может достигать 1 млн экземпляров.

Зампред Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев не ответил на звонки.

Законодатель не случайно предусмотрел для партий в отличие от других юрлиц более подробную отчетность – это связано с их особым статусом и влиянием, предполагающим повышенное внимание к их деятельности, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. Когда партии перечисляют деньги различным НКО, куда они вывели часть штата сотрудников и отдельные проекты, то в публичной отчетности уже не видно, на что конкретно эти средства пошли, подчеркивает он: «На входе партийные фонды обезличивают жертвователей, ведь в отчетности указан лишь фонд-посредник. А на выходе мы видим, что партии переводят деньги НКО и тоже не должны за них подробно отчитываться».

Госфинансирование партий во всем мире используется для стимулирования их  политической работы, однако российские партии вместо этого зачастую  выводят деньги в аффилированные с ними или их руководителями структуры,  отмечается в докладе