Администрация президента недовольна работой региональных социологов

Претензии есть и к исполнителям социологических исследований, и к их заказчикам
Главная проблема – это оперативность
Главная проблема – это оперативность / Андрей Гордеев / Ведомости

Администрации президента не хватает качественных данных от региональных социологических служб. Об этом заявил в среду на Грушинской социологической конференции начальник департамента обеспечения взаимодействия с экспертными организациями управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Евгений Михайленко, отвечающий в том числе за социологию.

Исследования в регионах для администрации проводят ФОМ и ВЦИОМ, но для полноценного мониторинга этого мало, признался чиновник. По его словам, местные социологические компании редко представляют интересный продукт, хотя запрос на него есть. Среди причин – плохой инструментарий, отсутствие универсального подхода к формулировке вопросов, проведение опросов недобросовестными компаниями, которые «за небольшие деньги соглашаются на объемные исследования, а потом фальсифицируют результаты». В итоге «строить мониторинг на таких данных невозможно», отметил Михайленко. Иногда в регионе происходит резонансное событие, а данных социологии нет – как было недавно в Якутии, где прошли массовые выступления против мигрантов, привел он пример.

Еще одна проблема – кадровая, продолжил чиновник: «Региональные заказчики – это политические менеджеры, у которых недостаточно социологических компетенций, а они должны на основе данных принимать решения. Поэтому им нужна помощь со стороны профессиональных социологов. Компетенция региональных социологов тоже под вопросом». В мае эту проблему обсудят на обучающем семинаре ВЦИОМа с представителями региональных администраций, сообщил Михайленко: «Возможно, настало время для мониторинга региональных мониторингов, чтобы принять какие-то управленческие решения». Есть, правда, и положительные примеры. Один из них – Московская область, где после скандала с мусорным полигоном в Волоколамске рейтинг губернатора Андрея Воробьева весной в ряде районов был около 10%, но «ситуацию удалось выправить и на выборах он набрал 62%». А в Нижегородской области планируется ежемесячно проводить телефонные опросы, чтобы оценивать резонансные события в общественном мнении и предлагать СМИ их трактовку, поскольку сами журналисты часто неправильно истолковывают социологию, посетовал чиновник.

Главная проблема с данными социологов – это оперативность, ведь властям приходится работать в системе госзакупок и от постановки вопроса до реализации проходит много времени, пояснил начальник отдела экспертно-аналитической работы управления общественных связей правительства Челябинской области Антон Артемов. По его словам, в регионе увеличено число фокус-групп для решения проблемных вопросов, как рекомендовала администрация президента, и число экспертных опросов для выработки тех или иных решений. А в ответ на вопрос, чего же региону не хватило, чтобы исправить ситуацию с низким рейтингом подавшего накануне в отставку губернатора Бориса Дубровского, чиновник предположил, что, возможно, до руководства плохо доносили эти данные или оно не было готово следовать рекомендациям.

Независимых региональных социологических компаний мало, поскольку на исследования нужны деньги, и такие компании могут существовать либо при поддержке региональных финансово-промышленных групп, которые последние годы в политике особо не участвуют, либо за счет региональных администраций, говорит политолог Андрей Колядин: «Региональные администрации хотят получать понятную социологию с предсказуемым результатом – мало кто хочет знать правду. Такая информация ангажирована, так как дает ответы, которые хотят услышать. В итоге опросов получается неправда: хотели получить «мерседес», а получили памперсы». Поэтому в регионах надо опираться на те соцлаборатории, которые зарекомендовали себя как объективные и у которых есть деньги от сторонних заказчиков, считает эксперт. Качественные исследования можно проводить и из Москвы, а вот фокус-группы и экспертные опросы лучше делать силами региональных служб, уверен он. Вопросы же с низкой оперативностью опросов – некое лукавство, добавляет Колядин: «Обычно регионы на год прописывают план по социологии и, например, выделяя деньги каким-то университетам на поддержку образования, включают туда деньги и на блок, связанный с социологией, – на них и проводятся исследования».