Экономический кризис в Венесуэле привел к сокращению преступности

Бандитам уже практически нечего и не у кого красть
Немногие венесуэльцы теперь носят при себе доллары, а национальная валюта обесценилась настолько, что преступникам уже нечем поживиться
Немногие венесуэльцы теперь носят при себе доллары, а национальная валюта обесценилась настолько, что преступникам уже нечем поживиться / Rodrigo Abd / AP

Экономический кризис в Венесуэле привел к неожиданным последствиям – вооруженных ограблений и похищений людей с целью выкупа стало меньше. Немногие венесуэльцы теперь носят при себе доллары, а национальная валюта обесценилась настолько, что преступникам уже нечем поживиться. Кроме того, им самим приходится нелегко, поскольку патроны стали слишком дорогими, а передвигаться они вынуждены пешком, так как запчасти для автомобилей и мотоциклов трудно купить.

Правительство Венесуэлы уже давно не публикует статистику по преступности, отмечает The Wall Street Journal. Режим президента Николаса Мадуро объясняет это тем, что его оппоненты с помощью этих данных хотят очернить правящую Социалистическую партию. Кроме того, многие жертвы не обращаются в полицию, поскольку не доверяют ей. Но следящие за ситуацией специалисты сообщают о значительном снижении уровня преступности в городах. По данным некоммерческой организации Observatorio Venezolano de Violencia (OVV), число убийств упало на 19% за последние два года. Правда, уровень убийств в Венесуэле по-прежнему один из самых высоких в мире – 81,4 на 100 000 человек, пишет The Washington Post.

Количество расследуемых полицией похищений людей уменьшилось на треть до 308 случаев в 2018 г., пишет WSJ. Причем во время недавнего похищения в одном из богатых округов Каракаса преступники попросили в качестве выкупа лишь $400, хотя раньше банды требовали десятки тысяч долларов. Причем если платить выкуп в венесуэльских боливарах, то $5000 будут эквивалентны банкнотам массой более 90 кг, отмечает газета.

Эксперты объясняют снижение преступности несколькими факторами. По данным ООН, Венесуэлу покинули уже 3,4 млн человек, или более 10% населения. Таким образом, потенциальных жертв стало меньше. Причем преступники тоже бегут из страны. Например, в августе полиция Перу приговорила к девяти месяцам тюрьмы пять членов венесуэльского преступного синдиката по обвинениям в распространении наркотиков, ношении оружия и ограблениях. «Быть вором в Венесуэле больше не выгодно», – отмечает руководитель OVV Роберто Брисеньо-Леон.

«Риск больше не оправдан», – соглашается 22-летний бывший уличный грабитель Карлос Рохас, который в последние месяцы работает в автомастерской, пытаясь содержать свою девушку и их двухлетнего сына. Как он рассказал WSJ, прежде он посещал вечеринки, на которых было много алкоголя, а пьяные венесуэльцы стреляли из оружия в воздух. Но теперь это слишком дорогое удовольствие, потому что один патрон на черном рынке стоит около $1, а большинство жителей страны зарабатывают меньше $10 в месяц.

Кроме того, в последние годы улицы Каракаса заметно опустели, отмечает The Washington Post. За шесть лет правления Мадуро ВВП страны снизился вдвое, а инфляция в этом году может составить около 10 000 000%, по прогнозам МВФ. Поэтому на улицах стало гораздо меньше машин, из-за острого дефицита медикаментов, продовольствия и других товаров многие магазины закрылись, а люди по вечерам редко выходят на улицу. Ограбления банков тоже стали редкостью. «Грабить банки нет смысла, так как национальная валюта ничего не стоит», – утверждает Фелисита Бланко, которая около 40 лет освещала криминальную хронику Каракаса для местных СМИ.

Хотя не все виды преступности снижаются. Например, процветает контрабанда: правительство Мадуро продолжает субсидировать цены на бензин, и преступные группировки переправляют ультрадешевое топливо, а также мясо коров, которых скупают у местных фермеров, и другие товары, низкие цены на которые удерживает государство, в соседние страны, прежде всего Колумбию. Кроме того, из-за отключения электричества почти на всей территории страны в последние дни появилось много сообщений о мародерстве. Также в богатых районах Каракаса участились угоны автомобилей и случаи ограблений квартир, пишет WSJ. Но «если раньше приоритетом преступников были такие товары роскоши, как кроссовки Nike, мобильные телефоны или футболки известных брендов, то теперь они ищут еду», говорит Брисеньо-Леон. Взломщики квартир теперь чаще опустошают холодильники, отмечает он: «В антропологии мы называем это поиском протеина. Это абсолютно новое явление в Венесуэле».

В одном из супермаркетов в богатом районе Каракаса посетители и вовсе стали раскрывать упаковки печенья и сладостей и съедать их на месте, рассказал The Washington Post на условиях анонимности сотрудник этого магазина: «Это не воры, а просто голодные люди».