Европейские страны договорились, как будут защищать свои активы от иностранных инвесторов
Это коснется в первую очередь китайских компанийБизнесу будет сложнее направлять инвестиции в европейские активы – во вторник Еврокомиссия приняла регламент для проверки любых зарубежных инвестиций в страны ЕС. За счет новой системы контроля инвестиции будут отвечать европейским интересам, заявил председатель комиссии Жан-Клод Юнкер.
Создать общеевропейский регламент для контроля всех прямых инвестиций в ЕС Юнкер предложил еще в сентябре 2017 г. По его оценкам, на конец 2015 г. ЕС привлек более 5,7 трлн евро прямых иностранных инвестиций – для сравнения: США – только 5,1 трлн евро, к концу 2017 г. инвестиции в ЕС выросли уже до 6,2 трлн евро. И хотя больше всего вкладываются в Европу по-прежнему американские инвесторы, все более активными становятся инвесторы из развивающихся стран. Так, инвестиции из Китая выросли с 6 млрд евро в 2015 г. до 37 млрд евро в 2016 г. По данным EY, только в 2016 г. китайские компании совершили 68 поглощений в Германии – больше, чем в какой-либо другой стране Европы, и в 2 раза больше, чем в 2015 г. Самые знаковые сделки – покупка производителя роботов Kuka китайской Midea за 4,5 млрд евро, машиностроительного концерна Krauss-Maffei Wegmann химической госкомпанией China National Chemical Corporation. Она же купила и 13,1% акций итальянского производителя шин Pirelli.
Европейцы некомфортно себя чувствуют, когда в том числе китайские компании скупают активы в стратегических отраслях, объясняет партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.
Уже в 14 странах ЕС используются инструменты для проверки иностранных инвестиций, но пока они различаются по структуре и охвату. Теперь у всех европейских стран появился общий регламент.
Согласно одобренному проекту страны должны будут установить единые, «прозрачные и недискриминационные» требования для инвесторов из стран, не входящих в ЕС. Ежегодно до 31 марта государства должны отчитываться Еврокомиссии о том, сколько денег они привлекли и от кого. Также они смогут обмениваться такой информацией друг с другом, предупреждать о возможных рисках и даже блокировать сделку в другой стране в случае риска для безопасности. Проверять инвестиции сможет и сама Еврокомиссия, если «сумма значительна или направлена в важные отрасли инфраструктуры, например энергетику, транспорт или связь.
Отслеживать будут в первую очередь инвестиции именно государственных и квазигосударственных компаний, считает старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин.
Российских инвесторов изменения затронут лишь косвенно, целевая группа регулирования иная, считает Вахитов. В первую очередь ЕС беспокоят агрессивные инвестиции китайских компаний, которые иногда хотят контролировать целые отрасли, согласен директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель. У российской экономики нет таких ресурсов и угрозу ЕС Россия не представляет, говорит он.
Российские компании активно покупали активы в Европе, но до введения санкций в 2014 г. Среди заметных сделок была покупка «Роснефтью» в 2011 г. долей в нефтеперерабатывающих заводах в Германии Ruhr Oel GmbH и в 2013 г. в Италии завода Saras (продала в 2016 г.). С 2014 г. крупнейшей инвестицией в ЕС с участием российского бизнесмена стала покупка в 2015 г. инвестфондом LetterOne (принадлежит Михаилу Фридману и его партнерам) энергетической компании RWE Dea за 5 млрд евро.
ЕС пытается формализовать процесс, но фактически и сейчас страны легко ограничивают инвестиции из иностранных юрисдикций, говорит Кнобель. Пекин и сам установил немало ограничений на иностранные инвестиции в китайскую экономику, например, обязывая создавать совместные предприятия в отдельных отраслях.