Торговые переговоры США и Китая приближаются к развязке

По каким вопросам компромисс возможен, а где Китай не хочет идти на уступки
Пекину лучше пойти на компромисс, чтобы продемонстрировать свою силу позднее
Пекину лучше пойти на компромисс, чтобы продемонстрировать свою силу позднее / Jason Lee / Reuters

У США и Китая остается все меньше времени до 1 марта – крайнего срока для заключения торгового соглашения; в противном случае президент США Дональд Трамп грозил повысить с 10 до 25% пошлины на импорт китайских товаров на $200 млрд.

Но во вторник Трамп четко дал понять, что может продлить срок переговоров, новый раунд которых пройдет в четверг и пятницу. 1 марта – не «магическая дата», заявил он: «Настоящий вопрос в том, повысим ли мы пошлины. Я знаю, что Китай не хотел бы этого. Я думаю, что он будет действовать быстро, чтобы этого не допустить». Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, который руководит переговорами с Китаем, ранее отрицал возможность продления. Его управление не ответило на запросы WSJ, но коллеги Лайтхайзера рассказали изданию, что тот разочарован непоследовательными сигналами Белого дома.

Китайцев такие противоречивые заявления ставят в затруднительное положение, считает профессор экономики Корнеллского университета Эсвар Прасад. «Они не знают, чьи слова воспринимать серьезнее – Лайтхайзера или Трампа», – сказал он WSJ. Пекин был бы не против продлить торговое перемирие на месяц или два, но опасается, что требования Вашингтона возрастут, отмечает Прасад.

Еще во время первого раунда переговоров в мае 2018 г. в распоряжении СМИ оказался документ, содержащий требования администрации Трампа. Благодаря ему стали известны ключевые разногласия сторон и можно судить о том, насколько сложно их преодолеть, пишет Financial Times. Легче всего сократить дефицит США в торговле с Китаем, и последний уже выразил готовность увеличить закупки американских товаров. Китай надеется, что Вашингтон устроят предложенные им уступки, в том числе готовность увеличить импорт соевых бобов, газа и другой продукции, указывает Прасад.

За I–III кварталы 2018 г. (последние данные) торговый дефицит составил $305,6 млрд, а в некоторые последние месяцы года он даже был рекордным – компании пытались доставить в США побольше китайских товаров до введения 1 января 10%-ных пошлин.

Именно на торговле акцентировал в понедельник внимание Белый дом. «[Переговоры] нацелены на необходимые структурные изменения в Китае, которые влияют на торговлю между США и Китаем. Стороны также обсудят обещание Китая купить значительное количество товаров и услуг у США», – говорится в его заявлении. Некоторые наблюдатели считают, что Трамп, добившись уступок в этой области, может прекратить давление на Китай по более сложным вопросам и провозгласить победу, чтобы обрадовать финансовые рынки, пишет WSJ. «Мы ждем полноценную, крепкую сделку, а не просто пластырь на рану», – считает Майрон Бриллиант, отвечающий за международные отношения в Торговой палате США.

Впрочем, усиление защиты интеллектуальной собственности тоже не должно вызывать больших разногласий, в Пекине считают, что это в интересах и китайских компаний. А многие эксперты отмечают улучшение защиты торговых марок и патентов в Китае в последние годы, указывает FT.

Но практику принудительной передачи технологий американских компаний их китайским партнерам, на которую жалуется Вашингтон, Пекин отрицает. Даже если это и происходит, то «добровольно» или по вине региональных чиновников, утверждают китайские власти. Они скорее будут следовать своим объявленным планам, так как требования о создании совместных предприятий в автомобильной, финансовой и других отраслях (такие СП обычно и использовались для передачи технологий) постепенно отменяются. Так, UBS стал первым иностранным банком в Китае, который в декабре 2018 г. получил контроль – 51% – в совместном предприятии, сообщил на форуме в Давосе гендиректор банка Аксель Вебер, UBS планирует увеличить долю.

Сложно будет прийти к компромиссу и в других аспектах, пишет FT. Например, в требованиях к Китаю прекратить предоставлять субсидии компаниям из различных промышленных отраслей. Также Пекин отрицает обвинения Вашингтона в поддержке хакерских группировок. Наконец, США нужно не только договориться с Китаем, но и следить за выполнением обещаний. Но китайские чиновники против такого надзора.

Если Китай хочет реализовать свои амбиции стать мировой сверхдержавой в различных областях, ему сейчас нужно умиротворить США, чтобы показать свою истинную силу позднее, пишет на своем сайте Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Именно так действовал Дэн Сяопин, когда убеждал коллег по коммунистической партии открыться миру и использовать для развития возможности, предоставляемые глобальной экономикой, поясняет он. В качестве примера ограниченных уступок, на которые может пойти Китай, он приводит American Express, которой разрешили работать в стране, в то время как более крупного конкурента – Visa туда пока не пускают.

«Ощущение такое, что сейчас делается один шаг вперед, три четверти назад, – написал в среду в отчете Джим Рейд, главный стратег Deutsche Bank. – Движение в положительном направлении, но неустойчивое». Позитивные ожидания способствовали росту фондового индекса MSCI All-Country World до самого высокого уровня за 4,5 месяца.