Власти Верхней Пышмы не хотят платить за ошибки советских предшественников

Новая власть не в ответе за незаконные решения времен СССР, считают авторы жалобы в КС
Конституционный суд решит, должны ли российские органы власти платить за ошибки советских предшественников
Конституционный суд решит, должны ли российские органы власти платить за ошибки советских предшественников / Сергей Куликов / ТАСС

Конституционный суд принял к рассмотрению жалобу администрации Верхней Пышмы (Свердловская обл.) на положения Гражданского и Бюджетного кодексов, а также закона о местном самоуправлении, позволяющие возлагать на горадминистрацию обязательства по возмещению гражданам убытков, причиненных незаконными решениями органов власти СССР. Об этом сообщается на сайте суда.

Поводом для жалобы стало прошлогоднее решение Кировского суда Екатеринбурга, который обязал администрацию возместить жителю области Сергею Рязанову убытки в 3,8 млн руб.: его дача оказалась в охранной зоне газораспределительных сетей и газовики добились судебного решения о сносе строения. Рязанов подчеркивал, что отвечать за убытки должны местные власти, выделившие землю еще в 1977 г. Как отмечается в решении суда, сведения о месте прохождения трасс были известны Верхнепышминскому совету народных депутатов, но выделение участков под садоводство и огородничество велось без учета расположения газопровода, а до собственников земли информация об ограничении землепользования не доводилась. По Конституции СССР органами власти районов и сел являлись советы народных депутатов, которые создавали исполкомы и другие подотчетные им органы, а теперь их место заняли органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, полагает суд.

В Верхней Пышме не согласны с таким решением. Во-первых, ответственность за постановку газораспределительных сетей на кадастровый учет должен нести их собственник, настаивает начальник юридического отдела горадминистрации Рафаэль Абдуллин. Он напоминает, что дачная амнистия позволяла владельцам участков даже не запрашивать разрешения на строительство, они регистрировали дома на основе простой декларации. А во-вторых, в СССР советы являлись органами госвласти, а сейчас муниципальная власть отделена от государства, напоминает юрист: «Мы просим Конституционный суд разъяснить, должны ли эти требования предъявляться к нам и должен ли муниципалитет, с учетом состоявшегося разграничения полномочий, нести ответственность за действия органов госвласти». Абдуллин говорит, что Рязанов не единственный, кто требовал компенсации за утраченную дачу, администрации предъявлено еще несколько таких исков.

Иски компаний к владельцам земли, оказавшейся в опасном соседстве с трубопроводами, в последние годы приобрели массовый характер. В 2017 г. за дачников вступились Общественная палата, призвавшая правительство, Генпрокуратуру и Верховный суд принять дополнительные меры по защите добросовестных приобретателей, и президент Владимир Путин, который во время прямой линии пообещал «оставить в покое» тех, кто уже построился. Однако споры не утихают.

Верховный суд уже сформировал определенную практику по таким делам, констатирует юрист «Амулекса» Андрей Еремин: если подтверждается факт существования охранной зоны в момент строительства, то решение принимается в пользу «Газпрома» или другой компании – вне зависимости от того, насколько доступной была информация о наличии такой зоны. Шансы на компенсацию у владельцев дач появляются, только если им удается доказать, что право собственности на землю у них возникло до появления на ней трубопровода.

Решение екатеринбургского суда нетипично для таких споров, согласен член Общественной палаты Артем Кирьянов: в них граждане чаще проигрывают. Но если в правоустанавливающих документах на землю нет необходимых ограничений, ответственность за это должны нести власти, выделявшие участки, уверен он. Кирьянов не исключает, что Конституционный суд может побудить законодателя к поиску новых подходов к решению этой проблемы.

Адвокат и экс-депутат Госдумы Сергей Попов не считает обоснованными доводы администрации Верхней Пышмы. Она могла привлечь госвласть в качестве соответчика и суд бы решил, кто за что должен отвечать, но это не было сделано, отмечает он.

Григорий Вайпан из Института права и публичной политики говорит, что не сталкивался с практикой взыскания убытков в пользу собственников. В Москве в охранных зонах снесли в 2016–2018 гг. почти 400 зданий и никто из собственников возмещения не получил, так как московская мэрия объявила их самостроем, напоминает он: разрешения, выданные прежними властями, в мэрии назвали «бумажками, приобретенными жульническим путем». В ЕСПЧ на это подано несколько жалоб, а три из них уже коммуницированы, знает эксперт.