Федеральная служба охраны хочет засекретить свои закупки
Это продолжение тренда на засекречивание все новой информации, касающейся спецслужбФедеральная служба охраны (ФСО) подготовила поправку к закону о госзакупках, позволяющую проводить торги на закрытых электронных площадках. Этот документ размещен для обсуждения на портале опубликования проектов правовых актов. В конце 2017 г. по инициативе правительства в качестве меры противодействия антироссийским санкциям закупки в закрытой системе были разрешены «в области обороны, государственного управления и в области обеспечения безопасности», т. е. для Минобороны и ФСБ. ФСО предлагает добавить в этот перечень и структуры государственной охраны, т. е. себя и подведомственные ей предприятия и организации.
В пояснительной записке к проекту говорится, что это необходимо «в связи с увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны» и такая мера «позволит обеспечить гарантированное выполнение мер по осуществлению государственной охраны». На запрос «Ведомостей» к моменту сдачи номера ФСО не ответила.
По словам человека, близкого к спецслужбам, засекречивание закупок мотивируется ФСО прежде всего необходимостью закрыть информацию о технических средствах охраны и аппаратуре, закупаемой органами специальной (правительственной) связи, поскольку они являются объектами интереса иностранных разведок.
Заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов отмечает, что после закрытия закупок для нужд национальной обороны и безопасности каких-либо системных исследований, к чему это привело, не было, поскольку речь идет о вопросах национальной безопасности. Что же касается самой ФСО, то эта служба отличается достаточно большой склонностью к засекречиванию любой информации не только о лицах, находящихся под охраной, но и объектах недвижимости, которыми она распоряжается. Предложенные ФСО поправки – очередной этап реализации тренда на засекречивание информации о госзакупках и ФСО является одним из главных застрельщиков таких инициатив наряду с ФСБ, говорит эксперт.
Это в конечном счете негативно сказывается и на прозрачности закупок даже тех товаров и услуг, которые трудно отнести к секретным, например продуктов питания, подчеркивает Шуманов. Между тем злоупотреблений в таких закупках немало: достаточно вспомнить историю с закупками продовольствия для Росгвардии, нарушения в которых были признаны ФАС и ФСБ. Чем меньше информации о процедурах таких закупок, тем больше и коррупционных рисков, от которых не свободна и ФСО, продолжает эксперт. Так, один из самых громких коррупционных скандалов последнего времени – о хищениях при реконструкции компанией «Балтстрой» резиденции Владимира Путина «Ново-Огарево» – был связан с закупками ФСО в области капстроительства и ремонта. Не менее громким был и более давний скандал об откатах при закупках МВД и ФСО автомобилей Merсedes, напоминает Шуманов.
Дело об откатах при закупках Mercedes в середине 2000-х гг. тянется почти десятилетие, и в отношении фигурировавшего в нем сотрудника ФСО Михаила Костылева оно было закрыто в 2016 г. в связи с истечением срока давности. По делу о реконструкции «Ново-Огарево» его участники, в том числе и бывший директор одного из ФГУПов ФСО Андрей Каминов, знакомятся с обвинением.