Россия отчиталась об исполнении решений ЕСПЧ по жалобам гей-активистов
Власти не торопятся признавать дискриминационным закон о запрете гей-пропагандыС исполнением решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего в 2017 г. дискриминационным российский закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, возникли «серьезные вопросы», в отношении которых были организованы консультации с компетентными госорганами. Об этом говорится в плане действий по исполнению Россией серии решений по искам гей-активистов в 2007–2017 гг. Этот вопрос Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) планирует обсудить на последнем в нынешнем году квартальном совещании, которое пройдет на этой неделе. В преддверии заседания Россия отчиталась об общих мерах, принятых для устранения обнаруженных нарушений: в их перечень вошло, например, «широкое распространение» решения ЕСПЧ среди судей и чиновников и проведение в Санкт-Петербурге международного ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок». При этом решения о даче ЛГБТ-активистам санкции на публичные мероприятия местные власти принимают с учетом позиции Конституционного суда, говорится в документе.
В 2014 г. этот суд, рассмотрев жалобу гей-активистов Николая Алексеева, Ярослава Евтушенко и Дмитрия Исакова, постановил, что закон, предусматривающий административные санкции за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений, не противоречит Конституции, но запрет не должен толковаться широко. В ЕСПЧ в 2014 г. пожаловались Алексеев, Николай Баев и Алексей Киселев, оштрафованные за акции против закона, подписанного президентом в июне 2013 г. В 2017 г. ЕСПЧ решил, что Россия нарушила сразу несколько статей Европейской конвенции по защите прав и свобод, включая ст. 11, гарантирующую свободу собраний, ст. 13 о праве на эффективное средство правовой защиты и ст. 14, запрещающую любые формы дискриминации.
Это уже не первый случай, когда российские власти обнаруживают противоречие между Конституцией в трактовке Конституционного суда и требованиями конвенции, как их понимает ЕСПЧ. В 2015 г. Конституционный суд решил, что решения ЕСПЧ можно не исполнять, если они противоречат Конституции, о чем по запросу госорганов должно быть вынесено отдельное решение. С тех пор Минюст дважды пользовался этим правом, добившись признания неисполнимыми решений о праве голосовать для заключенных и о выплате компенсации экс-акционерам ЮКОСа.
Трудно сказать, следует ли ждать от Минюста очередного запроса в данном случае или Россия будет просто игнорировать факт нарушений, говорит юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев. В любом случае в соответствии с Конвенцией Россия должна принять меры к исправлению нарушений – просто выплаты компенсации заявителям в данном случае недостаточно.
Впрочем, с выплатами тоже возникли проблемы, жалуется в КМСЕ Алексеев: он получил гражданство Швейцарии и живет в Женеве, но Москва продолжает считать его российским гражданином. Это значит, что компенсацию в 20 000 евро ему могут перечислить только в рублях, которые, однако, не принимает его швейцарский банк.