Захват Россией украинских кораблей стал одной из главных тем саммита G20
Двусторонние встречи были для Владимира Путина важнее многосторонних, считает экспертЛидеры стран G20 намерены усовершенствовать систему международной торговли и реформировать ВТО, которая сейчас «не решает поставленных перед ней задач». Об этом говорится в совместной декларации, принятой по итогам завершившегося в субботу в Аргентине саммита «двадцатки». Хотя в силу разногласий декларация носит «общий характер», ее можно считать «положительным результатом саммита», заявил президент России Владимир Путин на итоговой пресс-конференции.
Сам Путин провел в ходе саммита несколько двусторонних встреч. Главная из них, с президентом США, была отменена по инициативе Дональда Трампа еще до открытия саммита в связи с тем, что Россия после пограничного инцидента в Керченском проливе не вернула Украине моряков и корабли. В итоге два президента побеседовали только на ногах. «Я ответил на его вопросы, связанные с этим инцидентом в Черном море. У него своя позиция по этим вопросам и проблемам, у меня – своя. Мы остались при своем мнении, но, во всяком случае, я его проинформировал о нашем видении этого инцидента», – заявил Путин на пресс-конференции, выразив сожаление, что давно назревшая полноформатная встреча не состоялась.
Украинская тема была главной и на встречах Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном. По сообщениям Кремля, президент России дал исчерпывающие разъяснения об инциденте, пересказал хронологию конфликта и даже нарисовал схему. «Против этого трудно что-то возразить», – заверил Путин журналистов. Меркель в ответ выразила обеспокоенность обострением конфликта России и Украины и подчеркнула, что судоходство в Азовском море должно быть свободным, сообщила немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. Стороны также договорились продолжить взаимодействие в «нормандском формате». Кроме того, лидеры России и Германии обсудили дальнейшие меры по политическому урегулированию сирийского конфликта.
Сирийскую тему обсуждал с российским коллегой и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, предложивший созвать еще один саммит по ситуации в сирийской провинции Идлиб. А с премьером Японии Синдзо Абэ Путин, по его словам, договорился, что работой по проблеме мирного договора займутся их спецпредставители. «О деталях потом мы сообщим дополнительно», – пообещал президент. Кроме того, Путин обсудил вопросы двустороннего сотрудничества с председателем КНР Си Цзиньпином, наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом и президентом Аргентины Маурисио Макри.
«Россия ведет традиционную внешнюю политику, Трамп же пытается взять Москву измором, чтобы потом выбить какие-то более выгодные условия», – поясняет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачев. По его мнению, Россия в отличие от США не может отказаться от встреч и дипломатических контактов именно в силу системности своей внешней политики. Но этот саммит, несмотря на отмену встречи с Трампом, прошел для России крайне удачно, считает эксперт: «Саммиты G20 уже давно превратились в подобие монархических конгрессов XIX в., где все решалось на личных встречах, а многосторонние контакты были лишь формальностью. В этом смысле явно виден прогресс в отношениях с европейскими партнерами, чему поспособствовал и сам Трамп». Что же касается Украины, то Европа сейчас не может отказаться от уже введенных антироссийских мер, но керченский инцидент на постепенном налаживании связей никак не отразится, уверен Бордачев.