Вину за инцидент в Черном море на Западе возлагают на Москву
И опасаются дальнейшей эскалации конфликтаВерховная рада в понедельник вечером одобрила указ президента Украины Петра Порошенко о введении военного положения в стране. Закон вступит в силу в среду, 28 ноября, после публикации в официальном издании «Голос Украины», сообщила руководитель комитета Верховной рады по информационной политике, замруководителя фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар. Указ Порошенко о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны о военном положении был опубликован в газете «Правительственный курьер» уже во вторник, однако в его текст не попали изменения, внесенные в последний момент, – о сокращении срока действия режима военного положения с 60 до 30 дней и его распространении не на всю территорию Украины. Закон будет действовать на территории Винницкой, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черниговской областей и «внутренних вод Украины в Азово-Керченской акватории». За публикацию ошибочной версии указа виновных пообещали наказать, сообщила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.
Западные эксперты по-разному оценивают последствия инцидента в Черном море, однако обвинения в адрес России звучат единогласно. Многие рассматривают сложившуюся ситуацию как проверку для Запада и призывают найти достойный ответ.
12 моряков
из числа членов экипажей артиллерийских катеров Военно-морских сил Украины «Бердянск» и «Никополь», а также буксира «Яны Капу» были арестованы во вторник на два месяца Киевским районным судом Симферополя. Ожидается, что ходатайства следствия об аресте еще 12 украинских моряков суд рассмотрит в среду. Среди задержанных моряков два старших офицера, прикомандированных к кораблям, и два офицера контрразведки СБУ
«Я думаю, это может быть тем переломным моментом, после которого все станет гораздо более серьезно <...> Они [Россия] пытаются установить новую норму, а если норма укоренится, ее будет уже очень сложно отменить. Это очень опасный морской прецедент», – говорит Джеффри Эдмондс, эксперт по России из американского исследовательского центра CNA (цитата по Foreign Policy, FP). «Важно, чтобы Запад четко дал понять России, что, если она это не прекратит, будут последствия <...> Это проверка для Запада, и Вашингтон должен ответить», – приводит FP слова бывшего посла США на Украине Стивена Пайфера.
В качестве возможной ответной меры называют новые санкции против России. Страны ЕС должны быть готовы ответить на нарушение международного права направленными жесткими санкциями, кроме того, надо немедленно заморозить сотрудничество по «Северному потоку – 2», сказала немецкому изданию Bild член Комитета ЕС по вопросам парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС Ребекка Хармс. США тоже могут ввести новые санкции, например против госдолга или крупных государственных банков, предполагает бывший помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид (цитата по FP). Бывший посол США в России Александр Вершбоу (2001–2005) тоже посоветовал прекратить строительство «Северного потока – 2», заморозить активы как минимум одного крупного российского банка, например Сбербанка, ВТБ или Газпромбанка, а также усилить присутствие НАТО в Черном море и увеличить поддержку украинского флота.
Россия не отдаст Крым, какое бы экономическое давление на нее ни оказывалось, поэтому новые санкции здесь вряд ли помогут, возражает политолог Штефан Майстер из Немецкого общества внешней политики. «Россия в данном случае однозначно выступает как агрессор. Однако, учитывая приближающиеся выборы [президента Украины], военное положение полезно самому Порошенко – так он сможет лучше разыграть карту российской агрессии», – цитирует его Bild. Тем не менее военное противостояние между Россией и Украиной маловероятно, считает эксперт.
В отличие от Майстера многие политологи предупреждают, что военное противостояние становится все более реальным. Агрессивные действия России и беспрецедентный ответ Украины [введение военного положения] свидетельствуют о растущей опасности военного сценария в отношениях двух стран, пишет аналитик из флорентийского исследовательского центра EUI Джонас Дридгер в статье для The National Interest. По его словам, все участники недооценивают возможность эскалации: Россия слишком занята операцией в Сирии, спорами с США по ядерным вооружениям и поставками газа в Европу, Украина – предстоящими выборами, а Запад – Brexit и бесконечными спорами с президентом США Дональдом Трампом.
Как сообщил сайт Кремля, ситуацию, сложившуюся после российско-украинского инцидента, обсудили по телефону канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин, звонок состоялся по инициативе германской стороны. Киев «несет всю полноту ответственности», все это предпринято «с учетом предвыборной кампании на Украине», указал Путин. Он «выразил надежду, что Берлин окажет воздействие на украинские власти». «Нам не нравится то, что происходит, и мы надеемся, что ситуация исправится <...> Я знаю, что и Европа не в восторге. Они тоже работают над этим. Мы все работаем над этим вместе», – заявил о происходящем Трамп (цитата по The Hill).-