Конституционный суд запретил отбирать у инвалидов отсуженные ими страховые выплаты
И напомнил властям о социальном характере российского государстваО социальном характере российского государства напомнил властям Конституционный суд. Гражданин, получавший страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, не должен страдать от неблагоприятных последствий пересмотра ранее вынесенного в его пользу судебного решения – по крайней мере, если он не сообщал ложных сведений. Об этом говорится в постановлении по делу о проверке положений ст. 445 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) по жалобе инвалида труда из Кемерова Владимира Волосникова.
В 2014 г. Волосников отсудил у Фонда соцстрахования 3,3 млн руб., доказав, что расчет страховых выплат был неправильным. Но в 2018 г. вынесенные в его пользу решения были отменены, и бывшего шахтера обязали вернуть государству более 2 млн руб. Обжалованная Волосниковым в Конституционном суде норма запрещает в случае отмены решений по делам о возмещении вреда здоровью взыскивать с получателей уже уплаченные им суммы. Однако в 2015 г. Верховный суд решил, что запрет не распространяется на выплаты, полученные по решению суда, т. е. в рамках исполнительских правоотношений, а не гражданско-правовых обязательств. Волосников доказывал, что такая практика нарушает конституционный принцип правовой определенности. Он отмечал большую социальную значимость вопроса – по сведениям аппарата уполномоченного по правам человека, повороту могут подвергнуться более 4000 судебных решений.
О том, что с 2015 г. судебная практика по поворотам исполнения решений судов приобретает массовый характер, говорится в заключении, подготовленном для Конституционного суда Институтом права и публичной политики. Круг дел о выплатах, на которые не распространяются предусмотренные ст. 445 ГПК ограничения, расширяется – такая практика уже коснулась компенсаций чернобыльцам и требований о взыскании утраченного заработка. «В результате поворота исполнения судебных решений задолженность граждан перед фондом по отдельным делам достигает нескольких десятков тысяч, сотен тысяч или миллионов рублей», – отмечается в заключении. Подобная антисоциальная практика нарушает сразу шесть статей Конституции, подсчитали авторы документа.
В результате Конституционный суд пришел к выводу, что спорная статья не противоречит Основному закону страны, поскольку не предполагает поворот исполнения решения суда о взыскании в пользу застрахованного, и любое иное ее толкование исключено. Такой практики вообще не должно было быть, констатирует Григорий Вайпан из Института права и публичной политики: «Суды перевернули гарантии закона с ног на голову, так что слабой стороной оказался не пенсионер-инвалид, а Фонд социального страхования. Это очевидно неправильное толкование закона должен был исправить Верховный суд, но он, напротив, своими руками же эту практику и создал. Очередной пример, когда Конституционный суд не просто выполняет работу Верховного, но и исправляет его ошибки».