Санкции России против Украины не будут иметь серьезного эффекта
Попадание в санкционный список украинские политики и чиновники восприняли как «государственную награду»Премьер Дмитрий Медведев подписал в четверг постановление о санкциях против Украины. Согласно опубликованному на сайте правительства документу, ограничительные меры предусматривают блокирование безналичных денежных средств, ценных бумаг и имущества на территории России, а также запрет на вывод капитала.
Непростые украинцы
В санкционный список включены 68 юрлиц и 322 гражданина Украины. Большинство последних составляют чиновники и политики, среди них министры внутренних дел и обороны Арсен Аваков и Степан Полторак, генпрокурор Юрий Луценко, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов, председатель Верховной рады Андрей Парубий, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Крупный бизнес представляют председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, бизнесмены Виктор Пинчук и Юрий Косюк (состояние каждого американский Forbes оценивает в $1,4 млрд).
Президента Петра Порошенко в списке нет, зато в него включен его сын Алексей, депутат Верховной рады. Порошенко не в списке, поскольку главы государств обычно под санкции не попадают, пояснил «Интерфаксу» пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков: «Традиционно президент не включается в санкционные списки. Это уже, скажем так, какой-то запредельный шаг». Ранее Медведев пояснял, что санкции коснутся только тех компаний и граждан, которые «наносят вред интересам России», а простых украинцев не затронут.
По словам федерального чиновника, при составлении списков учитывалось, могут ли санкции повредить российским компаниям. Поэтому там нет, например, предприятий авиапромышленности – «Антонов» и «Мотор сич». Бизнесмен Игорь Коломойский, финансировавший воюющие в Донбассе добровольческие батальоны и судившийся с Россией за активы в Крыму, в список тоже не попал: это санкции против украинских граждан, а Коломойский – гражданин Израиля, поясняет другой федеральный чиновник.
Украина ввела санкции против россиян из-за присоединения Крыма еще в апреле 2014 г. С тех пор санкционный список неоднократно расширялся и в настоящий момент насчитывает 1748 физических и 756 юридических лиц.
Предмет гордости
На Украине российские санкции расценили как подтверждение правильности политики Киева. Президент Порошенко назвал этот перечень «списком очень достойных людей за небольшим исключением», нахождение в котором – «как какая-то государственная награда». Депутат Тимошенко призналась, что ее санкции «мало волнуют»: «Бизнеса у меня ни здесь, ни там нет и быть не может». Генпрокурор Луценко назвал появление списка «предметом гордости» для украинцев. Однако лидер фракции «Самопомощь» в Раде Олег Березюк выразил мнение, что «многие люди в этом списке – это легализация или усиление российских агентов в Украине».
Не обошлось и без курьезов. Украинский галерист Евгений Карась написал в Facebook, что попал в «список врагов России», видимо, ошибочно, потому что у него есть «полный тезка радикал» Евгений Карась. «Теперь нужно угадать, я действительно настолько опасен или нас в очередной раз перепутали», – добавил он. У двух людей отличаются лишь даты рождения: у националиста это 14 ноября 1985 г., у галериста – 11 июня 1964 г., и в списке значатся именно последние цифры. В пресс-службе правительства России отказались от комментариев по этому поводу.
Нулевой эффект
Российские эксперты считают, что санкции не окажут большого влияния ни на ситуацию на Украине, ни на отношения двух стран.
Желание ответить на санкции Киева возникло у Москвы «ближе к выборам президента Украины», отмечает политолог Алексей Макаркин: «Введение санкций демонстрирует, что отношения как были замороженными, так и останутся. Коридор возможностей у обеих сторон для поиска компромиссов весьма ограничен». На ситуацию в Донбассе санкции никак не повлияют, уверен эксперт: «Там пройдут выборы, Украина и Запад их не признают. Признание Донбасса [Россией] вряд ли будет, это все-таки слишком резкий шаг, но дальнейшие демонстративные шаги по сближению могут быть».
Вопрос скорее в том, почему санкции не ввели раньше, считает политолог Евгений Минченко: «По одной из версий, последней каплей стало убийство лидера ДНР Александра Захарченко. Это было воспринято как нарушение Порошенко взятого на себя лично обязательства не допустить террористической деятельности на территории [самопровозглашенных] республик».
Это часть информационной позиционной войны против Украины, в том числе в контексте диалога России с Западом, полагает политолог Татьяна Становая: «В отличие от прошлых выборов на Украине, сейчас у России нет практически никаких лидеров или политических сил, на которые там можно было бы опереться. Поэтому у России сильно ограничено поле для маневра».
Украинские эксперты также связывают введение санкций с президентскими выборами. «Россия заинтересована в их определенном исходе и уже делает довольно много – например, у нас есть пророссийские каналы, где выступают пророссийские депутаты», – говорит гендиректор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. В частности, на отношение избирателей может повлиять то, что в списке оказались люди, выступающие с антироссийскими лозунгами, но при этом ведущие бизнес в России, отмечает социолог. Санкции будут иметь разный эффект для бизнесменов и политиков, считает политолог Владимир Фесенко. Для бизнеса это сигнал: если вы сотрудничаете с Порошенко, то вас накажут. А вот на политиков санкции никак не повлияют – наоборот, они будут считать это знаком отличия и использовать во время агиткампании, уверен эксперт: «Показательный пример – Юлия Тимошенко. В Украине очень популярна версия, что ее включили в список специально, чтобы показать, что она вроде бы не пророссийская. Но вряд ли это так: в последние два месяца она резко выступает за членство Украины в НАТО, а это красная тряпка для Кремля, вот ей и послали сигнал, что нельзя публично делать такие заявления».-