Рассмотрение поправок об усилении пожарного надзора задерживается

Правительство не представляет в Госдуму свой отзыв из-за необходимости дополнительных согласований
Депутаты сделали из кемеровской трагедии теоретические выводы, а МЧС – практические (на фото – противопожарные учения в ТЦ «Южный парк» в Хабаровске)
Депутаты сделали из кемеровской трагедии теоретические выводы, а МЧС – практические (на фото – противопожарные учения в ТЦ «Южный парк» в Хабаровске) / Игорь Онучин / РИА Новости

Рассмотрение в Госдуме законопроекта о совершенствовании пожарного надзора, разработанного после мартовской трагедии в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», задерживается из-за отсутствия отзыва правительства, рассказали два человека в Госдуме. По словам одного из них, отзыв должен был быть представлен в середине октября, но Белый дом попросил продлить срок до середины ноября. Другой собеседник называет это «стандартной практикой».

Законопроект был внесен в Думу 25 июля депутатами всех фракций. Он предполагает обязательное участие органов пожарного надзора в экспертизе проектно-сметной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства (ранее эти требования были исключены из Градостроительного кодекса). Возвращается и норма о проверке соответствия строительных материалов и оборудования требованиям пожарной безопасности.

Соавтор законопроекта Эрнест Валеев подтверждает, что правительство попросило отсрочку до 12 ноября: «Им надо собрать позицию всех ведомств, видимо, не успевают – так объяснили. Если мы до 12 ноября получим все отзывы, то готовы их рассмотреть и вынести проект на первое чтение, и думаю, что успеем его принять до конца этой сессии». МЧС разработало свой законопроект на ту же тему, но правительство его в Думу так и не внесло, напоминает депутат: «Может быть, это произошло, поскольку наш законопроект охватывает все аспекты совершенствования законодательства, поэтому, возможно, будут дорабатывать наш проект. Я думаю, мы найдем варианты взаимодействия с правительством и понимание по тем позициям, которые МЧС может высказать». При необходимости срок представления поправок ко второму чтению может быть сокращен, добавляет Валеев: «Хотя у нас нет желания ставить рекорд скорости: важно, чтобы проблема была обсуждена правильно».

По мнению человека в Госдуме, задержка может быть связана с претензиями бизнеса, который не хочет ужесточения проверок. «Сейчас в законопроекте все правильно, если не будет потом каких-то искажений, которые смогут распространить его на большее количество объектов – речь шла об объектах с массовым пребыванием людей», – возражает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. По словам человека в МЧС, задержка вызвана тем, что согласование проекта со всеми заинтересованными сторонами потребовало дополнительного времени. На официальный запрос «Ведомостей» в МЧС не ответили.

После получения отзыва правительства законопроект должны рассмотреть профильный комитет по безопасности и совет Думы, после чего он может быть вынесен на первое чтение. По оценке думского собеседника, если отзыв поступит в ноябре, то законопроект удастся одобрить до конца сессии при условии ускоренного принятия во втором и третьем чтениях.

Депутатский законопроект был подготовлен рабочей группой по обобщению и анализу законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности объектов массового пребывания людей, созданной в Думе после пожара в «Зимней вишне». 27 июля председатель Думы Вячеслав Володин пообещал принять поправки «уже в осеннюю сессию».

Между тем МЧС еще в мае опубликовало на портале раскрытия информации уведомление о начале разработки собственных поправок на ту же тему, предложив, в частности, сделать объектами пожарного надзора не организации (юрлица или индивидуальных предпринимателей), а сами здания вне зависимости от статуса эксплуатирующих их предпринимателей, а также проводить проверки пожарной безопасности внезапно и при необходимости без привлечения владельцев объектов.

Не исключено, что есть конкуренция законопроектов, для МЧС, естественно, важнее свой, полагает политолог Михаил Виноградов: «Но, с другой стороны, неплохо, когда присутствует деликатность по резонансным темам, потому что риски того, что ужесточение пожарного контроля связано с ростом коррупционной ренты, очевидны и общепризнаны. Поэтому любое решение об ужесточении ответственности без переосмысления механизмов будет декоративным». Не случайно в прошлые годы обсуждалась возможность роспуска пожарного надзора и передачи его функций страховым компаниям, ведь коррупционные риски высоки, а ответственность пожарного надзора не вполне доказана, добавляет эксперт: «Увеличение его полномочий может привести к большим проблемам. И если деликатность связана с такими рисками, то это разумно и правильно».