Евросоюз готовит для России новые санкции

Москву могут наказать за «дело Скрипалей» и кибератаки
После дела Скрипалей и последних шпионских скандалов разговоры о смягчении санкций будут отброшены, считает политолог Алексей Макаркин
После дела Скрипалей и последних шпионских скандалов разговоры о смягчении санкций будут отброшены, считает политолог Алексей Макаркин / Toby Melville / REUTERS

Совет Евросоюза на заседании в Люксембурге в понедельник планирует утвердить новый режим санкций против физических и юридических лиц, ответственных за применение и распространение химического оружия. Этот режим был предложен Великобританией и Францией «после нападений в Сирии и Солсбери» (в которых европейцы так или иначе винят Россию. – «Ведомости»), напомнил в воскресенье британский МИД.

Разработка этих мер началась на саммите ЕС в конце июня. Он проходил сразу после экстренной сессии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), на которой государства-члены наделили ОЗХО правом называть виновных в химатаках. Новый механизм позволит вводить санкции против тех, кто причастен к разработке и применению химического оружия, вне зависимости от страны, поясняет «РИА Новости» со ссылкой на источник в структурах ЕС. По данным британской газеты The Telegraph, речь идет о запрете на въезд в страны ЕС и заморозке счетов руководителей разведывательных ведомств и политиков стран, которых ЕС заподозрит в применении химического оружия.

«Многие годы существовал международный запрет на применение химического оружия, но он сейчас под угрозой после Сирии и Солсбери. Нам необходимо повторно провести красную черту, это значит, что для любого, кто применяет это ужасное оружие, цена всегда будет крайне высока», – заявил министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант. Накануне заседания Совета ЕС он провел встречу с коллегами из Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении, Болгарии, Хорватии и Румынии и поблагодарил их за поддержку в борьбе с применением химоружия, сообщила британская The Times.

По информации Bloomberg, ожидается, что 15 октября Хант также поставит вопрос о введении санкций за совершение кибератак (в них Лондон тоже винит Россию и, в частности, военную разведку ГРУ). По данным Reuters, эту инициативу поддерживают Нидерланды, Франция, Польша, Румыния, Словакия, Латвия и Литва. Бельгия, Финляндия и Швеция настаивают на «постепенном реагировании». Резко против руководство Италии, не раз выступавшее за смягчение антироссийских санкций.

Какие санкции Евросоюз уже ввел против России

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САНКЦИИ
Решение о выработке «мер давления на Россию» в связи с ее действиями в Крыму и обострением ситуации на востоке Украины было принято на экстренном саммите Евросоюза 6 марта 2014 г. 17 марта опубликован первый санкционный список из 21 человека. В него, в частности, вошли несколько депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, командующие Южным и Западным военными округами
и Черноморским флотом, а также представители руководства Крыма. Этот список неоднократно расширялся, и сейчас в нем свыше полутора сотен фамилий – члены правительства и сотрудники администрации президента России, члены обеих палат федерального парламента, представители силовых структур, российские политики и бизнесмены. Всем им запрещен въезд в ЕС, а их активы в случае обнаружения в европейских банках замораживаются.


СЕКТОРАЛЬНЫЕ САНКЦИИ
Ограничения в отношении ряда секторов российской экономики вводились в два этапа – с 1 июля и с 1 августа 2014 г. Они включают запрет на поставки в Россию и вывоз из России вооружений, поставки в Россию товаров и технологий двойного назначения, а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности. В частности, запрещено долговое финансирование учреждениями ЕС топлив- но-энергетических («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть») и крупнейших оборонных компаний («Уралвагонзавод», «Оборонпром», Объединенная авиастроительная корпорация), введены ограничения на торг их облигациями со сроком обращения свыше 30 дней и на участие в выпуске таких ценных бумаг. В адрес девяти оборонных концернов (включая «Калашников» и «Алмаз-Антей») запрещены поставки европейских технологий двойного назначения. Установлены ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг Сбербанку, ВТБ, Газпром- банку, ВЭБу и Россельхозбанку. Всего под действие санкций попали 20 российских компаний.


КРЫМСКИЕ САНКЦИИ
Первые крымские компании – «Черноморнефтегаз» и Феодосийская нефтебаза – попали под санкции ЕС 12 мая 2014 г., позднее этот список не раз расширялся. 30 июля 2014 г. ЕС ввел запрет на импорт крымских товаров, не имеющих украинской лицензии, а также на поставки товаров и технологий для крымских компаний, работающих в сфере транспорта, телекоммуникаций и энергетики (в том числе связанных с добычей и производством полезных ископаемых). 19 декабря 2014 г. были введены запрет на инвестиции и торговлю, приобретение недвижимости, строительство инфраструктуры и оказание туристических услуг, а также ограничения на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта и телекоммуникаций, разведки и добычи углеводородов и минералов. Помимо этого ЕС запрещает выдачу въездных виз владельцам российских загранпаспортов, полученных в Крыму. Круизным судам Европы запрещено заходить в крымские порты, а самолетам – совершать посадку в аэропортах полуострова.
Источник: «ТАСС-ДОСЬЕ»

Председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев в своем Facebook назвал новые санкции «бессмысленными по прямому назначению, но весьма полезными для ЕС»: они позволяют европейцам снимать любые встречные обвинения и застолбить за собой право «расследовать, судить и карать любую сторону по собственному усмотрению».

Если раньше политики и предприниматели, например, Италии, Австрии и Греции призывали к смягчению санкций, то после дела Скрипалей и последних шпионских скандалов такие разговоры будут отброшены, считает политолог Алексей Макаркин: «Страны Европы стараются меньше общаться с Россией, бизнесмены понимают, что в условиях санкций любой контракт с Россией – это зона риска». При этом новые санкции могут коснуться отдельных членов руководства разведслужб, но не разведки в целом, оговаривается Макаркин: «Даже если бы Великобритания хотела ввести санкции против всего ГРУ как института, сделать это было бы невозможно, поскольку сохраняется взаимодействие спецслужб в Сирии и по антитеррористической линии».

«Сейчас невозможно представить, чтобы ЕС выработал единую позицию по смягчению санкций, и выступать за это действительно становится сложнее», – согласен директор компании Europe Insight Андрей Куликов. Но во многих странах остаются политические силы, выступающие за диалог с Россией, и это не только Италия и Австрия, но и часть мейнстримных политиков в Германии и даже Великобритании, отмечает эксперт. Санкции против отдельных лиц и силовых структур в отличие от секторальных не могут существенно повлиять на экономические отношения, добавляет он.

Как Великобритания расследует отравление экс-полковника ГРУ