Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные

Они дадут доступ ко всей информации о человеке, которая есть у государства
Электронный паспорт нужен, но пока не понятно – зачем именно
Электронный паспорт нужен, но пока не понятно – зачем именно / Максим Стулов, Евгений Разумный / Ведомости

Россия намерена отказаться от бумажных паспортов и с 2021 г. начать переход на электронный паспорт – его концепции уже пять лет. Совещания, на котором она снова обсуждалась, 14 сентября провел зампред правительства по цифровой экономике Максим Акимов (сообщила его представительница Алия Самигуллина), а 17 сентября – председатель правительства Дмитрий Медведев (сообщил его пресс-секретарь Олег Осипов).

Электронный паспорт поэтапно даст владельцу доступ ко всем госреестрам и госуслугам, запись об оказании ему этих услуг будет также фиксироваться в электронном виде, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе правительства. Носителем электронного паспорта может стать пластиковая карта с чипом размером с банковскую, предположили в пресс-службе.

Электронный паспорт будет давать доступ к цифровому профилю человека – его данным в разных государственных информационных системах, объясняют в пресс-службе правительства, тогда электронный паспорт позволит совершать юридически значимые действия, получать и коммерческие, и госуслуги. Речь идет о создании новой системы идентификации, объединении в одном документе всех данных человека – паспорта, СНИЛСа, водительских прав, рассказывает участник совещаний в правительстве, одновременно создается единый реестр всех данных всех граждан.

Акимов после своего совещания поручил Минэкономразвития и автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ) разработать законопроект об электронном паспорте, сообщила Самигуллина. «Ведомости» ознакомились с протоколом заседания, в нем электронный паспорт фигурирует как будущий основной документ, удостоверяющий личность. Подлинность протокола подтвердили федеральный чиновник и человек, знающий о нем от участника совещания у Акимова.

Исполнители национальной программы «Цифровая экономика» до конца 2018 г. напишут законопроект об идентификации граждан и передадут его рабочей группе при АНО ЦЭ, говорит его представительница, тогда же обсудят и внедрение электронного паспорта.

На совещании у Медведева также обсуждалось, что необходимо разработать способы технического воплощения электронного паспорта, рассказал Осипов. Представитель Минэкономразвития подтвердил, что электронный паспорт обсуждался с Медведевым на совещании, а на другие вопросы не ответил.

Пока подразумевается, что в электронном паспорте будут слепок лица для распознавания, отпечатки пальцев, электронная подпись и код доступа к цифровому профилю, знает участник обсуждений концепции электронного паспорта на рабочих группах по цифровой экономике, но не голосовая биометрия. Чтобы начать применять его, нужно поменять множество законов, провести реформу, обращает он внимание.

Стоит такая реформа, судя по паспорту программы «Цифровой экономики», который рассматривался на совещании у Медведева 17 сентября, 114,4 млрд руб. до 2024 г., собрать эту сумму предполагается за счет госпошлины за выдачу электронного паспорта.

Медведев и Акимов в сентябре обсуждали именно тот проект электронного паспорта, который описан в «Цифровой экономике», подтвердила пресс-служба правительства.

Сделать основное удостоверение личности с биометрией на пластиковой карте предлагала еще Федеральная миграционная служба в сентябре 2013 г. В октябре того же года прошло общественное обсуждение ее документа, этим все и ограничилось.

Попытки создать электронный паспорт не приносят успеха, потому что его практическая ценность и новизна сомнительны, уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

В Германии с 2010 г. используются электронные ID-карты с биометрией, они служат удостоверением личности, могут использоваться для электронных платежей и цифровой подписи.

В Эстонии электронные ID-карты используются с 2002 г. – для удостоверения личности и электронных услуг, государственного медицинского страхования и даже банковских операций.

В России, кажется Сафонову, чиновники не определили, какие задачи решит электронный паспорт, пока представляется, что он избыточен: основные данные, в том числе для получения госуслуг, есть в СНИЛСе, а добавлять в единую систему другие документы, например водительские права, не только бессмысленно, но и небезопасно.

Инструмент для быстрого доступа ко всем документам и данным человека логичен, спорит партнер KPMG Николай Легкодимов: это позволит быстрее и качественнее оказывать ему сложные услуги. Легкодимов приводит пример: для разрешения на ношение оружия нужно несколько справок из разных мест, но, если можно будет при вводе ключа подгрузить их из одного профиля, это сильно ускорит процесс. Но технически электронный паспорт – задача кратно сложнее всех существующих, предупреждает Легкодимов: нужно подобрать и раздать людям идентификаторы, оцифровать и перепроверить все базы данных. Внедрение электронного паспорта может затянуться более чем на пять лет, заключает он.

Представитель Минкомсвязи не ответил на запрос.