Избираемость большинства губернаторов оценили на троечку
Эксперты выяснили, кому из глав регионов будет легче всего на выборахТри российских губернатора «практически не избираемы» на новый срок – это Александр Бердников (Республика Алтай), Наталья Жданова (Забайкальский край) и Юрий Берг (Оренбургская обл.). Всем им авторы «Индекса избираемости глав субъектов», подготовленного Центром электоральных практик и Политической экспертной группой, выставили низший балл – 1 из 5. Ранее собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента, тоже говорили, что этим губернаторам ищут замену. Пятерки получили четверо – Рамзан Кадыров (Чечня), Дмитрий Артюхов (ЯНАО), Алексей Дюмин (Тульская обл.) и Сергей Носов (Магаданская обл.), но в их регионах выборов в ближайшее время не планируется.
Из руководителей 17 регионов, где выборы пройдут в 2019 г., пятерку не заработал никто, четверку – два недавно назначенных врио: Казбек Коков (Кабардино-Балкария) и Олег Кожемяко (Приморский край). Избираемость еще четырех новых назначенцев – Александра Беглова (Санкт-Петербург), Сергея Морозова (Астраханская обл.), Вадима Шумкова (Курганская обл.) и Игоря Артамонова (Липецкая обл.) – оценена на тройку. Такую же оценку получили Сергей Аксенов (Крым), Олег Кувшинников (Вологодская обл.), Рустэм Хамитов (Башкирия) и Андрей Бочаров (Волгоградская обл.). А в список двоечников попали пятеро: Алексей Орлов (Калмыкия), Владимир Владимиров (Ставропольский край), Борис Дубровский (Челябинская обл.), Марина Ковтун (Мурманская обл.) и Александр Михайлов (Курская обл.).
Авторы «Индекса избираемости», регулярно выходившего в 2012–2014 гг., решили возобновить его выпуск, так как выборы 9 сентября показали тенденцию к возвращению конкуренции (победить не смогли 4 из 22 губернаторов). Индекс составляется путем анкетирования экспертов по нескольким критериям: личная популярность губернатора, политическая конкуренция в регионе, социально-экономическое благополучие, уровень протестных настроений, степень влияния административного ресурса на результаты выборов.
У власти есть желание нейтрализовать эффект нынешней кампании, но избиратели уже вошли во вкус, считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев: «Есть два факта, когда избиратели избавились от нелюбимых глав через голосование. Когда протестные настроения растут, то самый безобидный и неопасный способ выразить протест – именно на избирательном участке. Поэтому следующее голосование может пройти по тому же сценарию, что и в этот раз. Трудно загнать джинна обратно в бутылку». Только что назначенных врио авторы индекса хотели сначала не оценивать, поскольку по ним нет социологии, поясняет Калачев: «Но можно оценить, соответствует ли назначение ожиданиям. Например, вписывается ли Беглов в идеальный образ губернатора и есть ли у него сильные электоральные позиции. Пока кажется, что поменяли консервативно-православного губернатора на православно-консервативного». Хамитова и Бочарова называли в числе возможных отставников, напоминает эксперт: «Проблема Хамитова – в сложных отношениях с региональной элитой, хотя он успешно работает с избирателями. Бочаров же смог выстроить эффективную систему мобилизации лояльных избирателей. У него неплохая социология при том, что он точно не в передовиках по эффективности. Кроме того, «Единая Россия» на выборах в гордуму осенью получила 56%».
Оценка ситуации по регионам в индексе вполне адекватная, но это не означает еще, что это прогноз результатов, предупреждает политолог Александр Кынев: «Многое зависит от качества самой кампании. Более устойчивый губернатор может провести плохую кампанию и за счет этого оказаться жертвой протестного голосования». Дело не в конкуренции – сентябрьские выборы показали, что избиратель может голосовать даже за слабых кандидатов в условиях концентрации протеста, отмечает эксперт: «Так что важно не наличие сильного конкурента – их не было ни в Хабаровском крае, ни в Хакасии. Суть в качестве кампании действующей власти: например, в Хабаровске действующий губернатор Вячеслав Шпорт кампании практически не вел, а у главы Хакасии Виктора Зимина кампания была самой обычной». Пока нет никаких оснований говорить, что протестные настроения уменьшатся к осени 2019 г., непонятно, откуда взяться позитиву и росту общественного оптимизма, добавляет эксперт.