Российские власти не видят нарушений в массовых задержаниях на митингах
Закон попирают сами задержанные, разъяснил Минюст Страсбургскому судуМинистерство юстиции России направило в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) правовую позицию российских властей по существу 20 жалоб на привлечение к административной ответственности за несоблюдение закона о митингах при проведении публичных мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге и Барнауле в 2016–2017 гг. Об этом сообщила на прошлой неделе пресс-служба ведомства. Позиция Минюста сводится к тому, что «прекращение проводимых заявителями публичных мероприятий и привлечение их к ответственности не нарушают международных норм и направлены на защиту общественного порядка, безопасности, прав и свобод других лиц, а рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях осуществлено национальными судами в полном соответствии с требованиями процессуального законодательства и с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон».
Минюст настаивает, что в делах об участии в публичных акциях нет никаких нарушений со стороны российских правоохранителей, а вот заявители нарушали закон. «Имея возможность проведения мероприятий в полном соответствии с требованиями законодательства, заявители сознательно пренебрегли обязанностью по их согласованию с уполномоченными органами», – считают в юридическом ведомстве. В свое время ЕСПЧ признал право государства устанавливать требования к организации и проведению публичных мероприятий, а также применять к не соблюдающим такие требования лицам законные санкции, напоминает Минюст, ссылаясь на решения Страсбургского суда по делам «Берладир и другие против России», а также «Ева Молнар против Венгрии».
Жалобы на нарушение права на свободу собраний в прошлом году вышли в ЕСПЧ на второе место по популярности (после жалоб на условия содержания под стражей), а по результатам 2018 г. могут оказаться и на первом. Причем с начала этого года решения по таким делам ЕСПЧ – в связи с устоявшейся практикой – рассматривает в упрощенном порядке. Алексей Глухов, руководитель юридической службы «Апология протеста», которая специализируется на помощи задержанным участникам публичных мероприятий, говорит, что, несмотря на упрощенный порядок, российские власти подробно отвечают на каждую жалобу (только по делам, которые ведет «Апология протеста», прошло уже более 50 коммуникаций), но практически всегда одно и то же: никаких нарушений не было, правоохранительные органы действовали в пределах компетенции, а нарушителями являются сами манифестанты, даже если их послали митинговать в лес. По мнению Глухова, нынешнее разъяснение Минюста предназначено для внутреннего пользования: и правоприменители, и граждане должны понимать, что в российских судах апелляции к статье 11 Европейской конвенции (право на свободу собраний) бесполезны.
На самом деле Минюст находится в достаточно трудной ситуации, констатирует адвокат Дмитрий Аграновский. Он должен выдать «на экспорт» образ демократического государства, который плохо коррелируется с фактическим феодализмом внутри страны, где все делается для снижения протестной активности, полагает адвокат. По его мнению, не только административные, но и уголовные санкции в отношении участников митингов явно неадекватны имевшим место нарушениям и призваны произвести «охлаждающий» эффект на население.