Власть понесла еще две потери на губернаторских выборах
Глава Хабаровского края разгромно проиграл, глава Хакасии снялся с выборовВ воскресенье второй тур выборов прошел в двух регионах вместо запланированных трех. В Хабаровском крае депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Фургал безоговорочно победил губернатора Вячеслава Шпорта, у руководителя Владимирской области Светланы Орловой оставались шансы обыграть кандидата от ЛДПР Владимира Сипягина. А в Хакасии второй тур отложен на две недели из-за снятия с выборов главы республики Виктора Зимина.
Разгром в Хабаровске
По предварительным данным Центризбиркома, в Хабаровском крае после подсчета 99,87% протоколов уверенно лидировал Фургал – 69,6% голосов против 28% у Шпорта. Явка на 18.00 местного времени была выше, чем в первом туре, – 42,8% против 31,85%.
Штаб Шпорта подал 19 жалоб на незаконную агитацию, подвоз и подкуп избирателей, давление и угрозы в адрес глав районов и их заместителей, а ЛДПР заявила, что не признает «грязные выборы». «В крае царят насилие, шантаж, черный пиар, вброс бюллетеней и прочие грубейшие нарушения», – говорилось в заявлении пресс-службы партии. Позже она разъяснила, что ЛДПР не признает выборы, если победит Шпорт. Фургал, тоже говоривший о многочисленных нарушениях, пояснил «Ведомостям», что это были эмоции: «Хабаровский край – образец, его нужно ставить в пример для всей России, как нужно проводить выборы».
Несмотря на беспрецедентный уровень информационного мусора, нарушений, которые могли бы привести к отмене выборов, нет, заявила днем председатель ЦИК Элла Памфилова. В Хабаровском крае главным нарушением стало принуждение к голосованию бюджетников и военных, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. По его мнению, в промежутке между турами хабаровчан «пережали»: разрыв в голосах показывает, что люди из принципа голосовали против губернатора. По наблюдению эксперта, попытки вброса были (одну даже задокументировали), но на масштабные фальсификации власти, похоже, не решились.
Хабаровские выборы от Кремля курировал начальник управления по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев. За несколько дней до второго тура Шпорт предложил Фургалу стать первым вице-губернатором, и тот принял предложение, но позже разъяснил в Instagram, что оно действует только в случае победы Шпорта. «Шпорта могло спасти лишь снятие Фургала и прочих кандидатов, т. е. срыв выборов. Все шаги, сделанные по совету политконсультантов, показали, что губернатор в отчаянии», – полагает политолог Виталий Иванов. Уже на третьих выборах во втором туре прирост явки идет за оппонента, т. е. на участки впервые приходит разуверившийся в выборах электорат, говорит политолог Александр Пожалов. При этом, по его словам, любые договоренности работают только до первого тура, а во втором избиратель делает самостоятельный выбор. Политолог Михаил Виноградов объясняет резкий отрыв Фургала внезапным всплеском политической энергии, которого обычно нет, потому что избиратель считает, что на выборах все предрешено: «Другое дело, что вся эта история не была предрешена – в большинстве регионов выборы прошли достаточно спокойно».
Затишье во Владимире
Владимирский избирком перед вторым туром явно не был заинтересован в наблюдении: там отказали СМИ в аккредитации на второй тур (так как заявку якобы надо было подавать еще до первого тура), а от назначенных Сипягиным членов избиркомов начали требовать копию паспорта кандидата, сообщает юрист «Голоса» Станислав Рачинский. «Комиссии тратят очень много времени на то, чтобы удалять людей с участков», – согласен Мельконьянц. По его мнению, это может быть признаком подготовки к фальсификации.
За эти выборы в Кремле отвечал начальник управления по внутренней политике Андрей Ярин: по словам собеседников, близких к администрации, он как минимум дважды был в регионе за последние две недели, последний раз – за несколько дней до второго тура. Итоги выборов были подведены уже после подписания этого номера в печать, после подсчета 2% протоколов Орлова лидировала с перевесом в 3%.
«Во Владимирской области, похоже, ставка делается больше на раскол среди протестных избирателей, – считает Виноградов. – Но и на подчеркивание большей слабости кандидата от ЛДПР, что может и не дать результат – элиты здесь расколоты сильнее, чем в Хабаровске». Во Владимире есть отличия, которые могут помочь Орловой, полагает Пожалов: «Тут на результат первого тура во многом повлияла параллельная кампания по выборам в заксобрание, а часть избирателей КПРФ проголосовали за кандидата ЛДПР в знак протеста против недопуска их кандидата Максима Шевченко. Во втором же туре для ядерного избирателя КПРФ нет кандидата, поэтому часть протестных избирателей могут просто не прийти». Но даже если Орловой удастся «проскочить», общий вывод для власти уже понятен, отмечает эксперт: «В условиях нисходящего тренда рейтингов власти федеральный центр не будет выпускать на перевыборы тех губернаторов, у которых есть проблемы с рейтингом и элитами».
Самоотвод в Хакасии
Второй тур в Хакасии перенесен на 7 октября после того, как в пятницу вечером с выборов снялся глава республики Виктор Зимин. «Последнее время я работал под тяжелейшим давлением. На республику и на меня были обрушены потоки критики, мы оказались в центре мощнейшей информационной кампании, целью которой была смена власти в Хакасии. В ходе первого тура выборов народ Хакасии выразил недоверие курсу правительства, я понимаю это, принимаю на себя всю ответственность за ситуацию в республике. Я ухожу, чтобы не допустить раскола», – заявил Зимин в видеообращении в субботу. Источник «Интерфакса» в избиркоме сообщил, что Зимин написал заявление по состоянию здоровья – это одно из «вынуждающих обстоятельств», позволяющих сняться с выборов за день до голосования.
Вместо него соперником лидировавшего в первом туре коммуниста Валентина Коновалова станет занявший 3-е место справоросс Андрей Филягин. Но, по словам собеседников «Ведомостей», в администрации президента рассчитывают, что выборы будут признаны несостоявшимися. О таком сценарии говорит и бывший федеральный чиновник: «Либо снимутся все кандидаты, либо останется один Коновалов, который не наберет 50% голосов». Это же подтверждает человек, близкий к администрации президента: «Если все снимутся, Коновалову для победы нужно будет набрать более 50%. [В администрации] рассчитывают, что он не сможет».
Человек, близкий к руководству Хакасии, называет снятие Зимина его личным решением, уверяя, что никакого давления не было. Но человек, близкий к администрации президента, утверждает, что администрация приказала Зимину сняться, поскольку, по социологии, Коновалов опережал его в 3 раза: «Еще за час до снятия Зимин не знал, что снимется».
Пожалов считает, что дело в реальной оценке перспектив: «Видимо, по динамике рейтингов поняли, что Зимин не вытягивает второй тур, а так как для Кремля важна чистота выборов, стало ясно, что вариантов победить нет». Решение до конца необъяснимо, ведь в последние дни все уверяли, что у губернаторов в трех регионах все хорошо, недоумевает Виноградов: «Вероятно, это расторговка с КПРФ, которая не стала настаивать на победе Андрея Ищенко в Приморье, за это им отдают Хакасию. Взамен, видимо, могут навязать какие-то кадровые условия по составу администрации».-
Кто еще из действующих губернаторов не попадал во второй тур выборов
Мучительное повышение
18 ноября 2004 г. глава Ульяновской области Владимир Шаманов, баллотировавшийся на второй губернаторский срок, неожиданно объявил о снятии своей кандидатуры с очередных выборов. Формальным поводом для этого стало его назначение на пост помощника председателя правительства России, но Шаманов в своем обращении к жителям области подчеркнул, что решение было для него непростым и «принималось в муках». В отсутствие губернатора лидерами по итогам первого тура стали мэр Димитровграда Сергей Морозов (27,75% голосов) и выдвинутый Союзом правых сил директор Ульяновского хладокомбината Сергей Герасимов (20,9%). Однако перед вторым туром Герасимов был снят с выборов по решению суда, а занявшая его место депутат Госдумы от «Единой России» Маргарита Баржанова (14,6% в первом туре) получила лишь 20,6%, более чем вдвое уступив Морозову (52,8%).
Отстранен по совокупности
В конце ноября 2004 г. глава Брянской области Юрий Лодкин, отработавший на этом посту два срока подряд, был снят с очередных губернаторских выборов по решению областного суда. Окончательное решение было принято Верховным судом 5 декабря, за несколько часов до начала голосования. Поводом для этого послужили обвинения губернатора в многочисленных нарушениях закона, в том числе в издании агитационной продукции без оплаты из избирательного фонда, незаконном использовании служебного положения и подкупе избирателей. Лодкин, считавшийся одним из фаворитов кампании, связал отстранение со своим членством в КПРФ и призвал избирателей голосовать против всех кандидатов. Новым губернатором стал его главный соперник, депутат Госдумы от «Единой России» Николай Денин, получивший в первом туре 44,7% голосов (против всех проголосовало 20,5% избирателей), а во втором – 77,8%.
Не вышли в финал
Еще в восьми случаях действующие губернаторы не набирали достаточного числа голосов для участия во втором туре. В 1996 г. на 3-м месте по итогам первого тура остались глава Марийской республики Владислав Зотин (9,8%), кировский губернатор Василий Десятников (18,2%) и глава курганской обладминистрации Анатолий Соболев (12,9%), в 1998 г. – губернатор Пензенской области Анатолий Ковлягин (12,7%). В 1999 г. действующий глава Карачаево-Черкесии Владимир Хубиев, возглавлявший в автономии исполнительную власть с 1979 г., занял в первом туре лишь 5-е место (6,6% голосов). В конце 1999 г. во второй тур не смогли пробиться возглавлявший Московскую область с 1991 г. Анатолий Тяжлов (12,3%, 4-е место) и бывший секретарь Новосибирского обкома КПСС Виталий Муха (18%, 3-е место), также руководивший регионом с осени 1991 г., но с перерывом на 1993–1995 гг. Наконец, на выборах губернатора Рязанской области в 2004 г. отработавшему два срока на этом посту Вячеславу Любимову не хватило для выхода во второй тур 2,7% голосов: столько он уступил занявшему 2-е место экс-командующему ВДВ Георгию Шпаку, который затем победил во втором туре с 53,5% голосов.
Источник: фонд «Петербургская политика», «Ведомости»