Великобритания усилит борьбу с «грязными деньгами» из России

Британские власти будут чаще арестовывать активы неясного происхождения
Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) сосредоточится на россиянах, чье состояние вызывает подозрения
Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) сосредоточится на россиянах, чье состояние вызывает подозрения / Stefan Wermuth / Reuters

Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) сосредоточится на россиянах, чье состояние вызывает подозрения. С помощью этой и других мер правительство Великобритании хочет избавить Лондон от репутации магнита для «грязных денег» со всего мира. По оценкам NCA, ежегодно в лондонском Сити отмывается около 90 млрд фунтов ($118 млрд).

NCA собирается расширить использование ордеров на арест имущества неясного происхождения, заявил директор его отдела экономических преступлений Дональд Тун. Этот инструмент позволяет следователям с разрешения суда замораживать активы подозреваемых в Великобритании, пока они не объяснят, как смогли позволить себе их покупку. Такие ордера уже вызвали беспокойство у живущих в стране россиян.

«Конечно, среди наших потенциальных целей есть россияне», – заявил Тун Financial Times. Он добавил, что NCA следит за происхождением денег «из разных концов света», включая республики бывшего СССР, Африку и Азию.

NCA также хочет, чтобы юристы, бухгалтеры и другие специалисты, помогающие совершать финансовые преступления, гораздо чаще сообщали NCA о подозрительных транзакциях, предупредил Тун. По его словам, агентство обеспокоено тем, насколько качественно они проверяют клиентов. NCA ежегодно получает около 470 000 сообщений о подозрительной активности. Причем более 80% приходятся на долю банков, которые в последние годы власти США и других стран сильно штрафовали за недостаточный контроль за отмыванием денег.

Великобритания уже предпринимала попытки бороться с финансовыми преступлениями в последние восемь лет, но отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери в марте придало новый импульс тому, чтобы остановить поток денег из России.

Ордера на арест имущества неясного происхождения появились в Великобритании в январе. Экс-министр иностранных дел Борис Джонсон призывал использовать их в отношении активов россиян. На прошлой неделе министр безопасности Бен Уоллес снова поднял эту тему. Но пока NCA использовала их только три раза, причем ни разу против россиян. Все три ордера касаются высоких затрат жены банкира из бывшего СССР. Их личности не могут быть идентифицированы в связи с постановлением суда. За это Великобритания подверглась критике Transparency International, которая утверждает, что из-за анонимности такие ордера теряют свою силу. Решение суда по этому делу ожидается через несколько недель.

NCA предпочла бы, чтобы имена людей, против которых выданы ордера, были названы, утверждает Тун. Но он говорит, что решение остается за судьями.

По словам Туна, через год будут выданы уже десятки ордеров на арест имущества неясного происхождения. При этом большинство будут направлены против имеющих отношение к политике персон, а не подозреваемых в организованной преступности. Тун объяснил задержку с выдачей новых ордеров долгим летним перерывом в работе судов и тем, что на отслеживание активов часто требуется много времени. «Сами по себе ордера на арест имущества неясного происхождения являются не показателем успеха, а показателем активности», — отметил он.

Перевел Алексей Невельский