Кремлевские эксперты оценили уровень поддержки популистов после прихода к власти
Популисты проигрывают в глазах избирателей «четким технократам», говорится в докладеПопулистские партии и лидеры после прихода к власти теряют значительную часть поддержки, занимая выборные должности. Популисты для избирателей становятся политическим классом и подвергаются критике, как и их предшественники. Об этом говорится во второй части доклада о популизме, подготовленного близким к Кремлю Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ). Уровень одобрения деятельности Дональда Трампа, по данным опросов Gallup, за полгода снизился до 35%, поддержка президента Франции Эмманюэля Макрона в первые полгода упала на 24%.
Популисты, придя к власти, сохраняют статус-кво, а если и проводят обещанные реформы, то они оказываются или слишком быстрыми, или «недостаточно справедливыми». В этом, по мнению авторов доклада, основная причина снижения рейтинга Макрона. Популистские лидеры манипулируют итогами референдумов. Так, премьер Венгрии Виктор Орбан в 2016 г. инициировал референдум о том, надо ли стране принимать мигрантов, – явка оказалась ниже 50%, итоги голосования не имели силы, но поскольку 98% проголосовавших выступили против притока мигрантов, это позволило Орбану принимать различные меры против беженцев.
Дилетантизм в политике, который свойственен многим популистам, на практике оборачивается некомпетентностью, написано в докладе. Опыт популистов у власти показывает, что даже отлаженный предшественниками механизм может быстро прийти в негодность в результате некомпетентных решений людей без опыта работы, считают эксперты. Самыми наглядными примерами, на их взгляд, являются мэры-популисты в Риме и Турине. Так, через год после выборов семь из десяти римлян были готовы отправить в отставку мэра Вирджинию Раджи. В результате популисты проигрывают в глазах избирателей «четким технократам», считают авторы доклада. Часто популисты говорят о решении проблем при помощи простых путей, однако, приходя к власти, они не могут решить накопившиеся проблемы и отказываются от своих обещаний, сообщая, что сделали все, что было в их силах. Эксперты приводят в пример стены для остановки потока мигрантов, которые обещали построить президент США Дональд Трамп и премьер Венгрии Виктор Орбан.
Популистская проповедь эффективна в момент произнесения, но позже разочаровывает, потому что, придя к власти, популисты становятся не критиками истеблишмента, а его частью, отсюда и появляются конструкции «лучше коррумпированный, чем некомпетентный», считает один из авторов доклада политолог Глеб Кузнецов: «После прихода популистов к власти их избирателям уже не хочется больших изменений, радикализма, им нравится троллить истеблишмент, но он их устраивает во власти». Сегодня уже видим, что набор технологий популистов берут на вооружение системные партии и политики, считает эксперт. «На смену мэрам-популистам приходят технократы. При этом рейтинги популистов после прихода к власти падают с невиданной для прежних политиков скоростью. Люди начинают тосковать по чисто деловым компетенциям политиков», – считает Кузнецов.
Популисты пришли к власти далеко не везде – в Италии, Венгрии, Польше, говорит политолог Борис Макаренко: «Они действительно выигрывают на эмоциях, политике идентичности, критике элиты, а с содержательными программами после прихода к власти у них плохо». Макрон не популист, замечает Макаренко: «Он имитировал некоторые приемы и стиль популистов для того, чтобы победить настоящих популистов. Макрон теряет рейтинг не на том, что не знает, что делать, а на том, что он делает. Он проводит непопулярные реформы. Там, где политика конкурентна, технократы будут исполнителями политической воли, они есть как раз в команде Макрона». У Трампа есть и успехи, и провалы, говорит Макаренко: «Рейтинги у него действительно падают, республиканцы рискуют понести потери на промежуточных выборах. Влияние популистов на политику в целом растет, и это скорее деструктивно, инструментарий же популистов действительно уже заимствовали политики – и Макрон, и канцлер Австрии Себастьян Курц».
Макрон - не популист, его реформа рынка труда абсолютно не популистская, она ультралиберальная, Макрон просто оказался третьей силой во время выборов, говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Популярность популистских партий по-прежнему растет. У Орбана популярность не падает, [президент Польши] Анджей Дуда может выиграть и следующие выборы, а его абсолютно популистская мера "500 злотых за одного ребенка" прекрасно воспринимается населением Польши. Президент Чехии Милош Земан был переизбран на второй срок. С Трампом сложнее. Он последовательно выполняет свою программу. Если сейчас промежуточные выборы выиграют демократы, то риск импичмента возрастает, но если он досидит до конца срока, то я бы не стал предсказывать его поражение. Рейтинги у него низкие, но это не означает, что он не сможет успешно выступить на следующих выборах». Действительно, многим популистам не хватает управленческих компетенций, но пока все используемые ими методы работают, говорит Колесников. По его мнению, доклад написан в оправдание того, что происходит в России: «Популисты тоже могут быть технократами. В большинстве стран Западной Европы нет популистов. Кремлевские эксперты берут вывеску "популизм" и вешают ее на все, на что удобно. Видимо, стоит задача показать, что в России не популисты, а технократы, которые бюрократически-менеджерским способом решат все проблемы страны».