Мэй назвала подозреваемых в отравлении Скрипалей сотрудниками ГРУ
По ее словам, операцию одобрили в России на «высоком уровне», Великобритания будет добиваться усиления санкцийПремьер-министр Великобритании Тереза Мэй в среду заявила, что британские спецслужбы обладают информацией о принадлежности подозреваемых в отравлении в марте 2018 г. бывшего агента британской разведки и экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии к «российской военной разведке, известной как ГРУ». Поскольку ГРУ – дисциплинированная структура, то о самодеятельности ее сотрудников речи идти не может и они получили приказ на «высоком уровне» руководства России, уверена Мэй. В связи с этим Великобритания, по ее словам, будет выступать за расширение существующего европейского режима санкций против России.
Выступлению премьера предшествовало сообщение Скотланд-Ярда о том, что установлены фамилии, под которыми подозреваемые в отравлении Скрипалей 2 марта прилетели из Москвы рейсом «Аэрофлота», – это Александр Петров и Руслан Боширов, оба примерно 35–40 лет. Руководитель контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда Нил Басу не исключил, что они использовали настоящие паспорта на вымышленные имена, и намекнул, что спецслужбам известны их настоящие имена. Также опубликована серия фотографий перемещавшихся по Великобритании россиян и их предполагаемый маршрут. Из этих данных следует, что они побывали в Солсбери, где жили Скрипали, дважды – 3 и 4 марта и улетели в Москву вечером 4 марта после отравления Скрипалей. В СМИ были переданы и фотографии поддельного флакончика духов Nina Ricci, использованного для отравления Скрипалей. Он был обнаружен после того, как пара британцев в июле нашла его в парке городка Эймсбери (оба получили сильное отравление, женщина позже скончалась). Добиваться экстрадиции подозреваемых британская сторона не намерена, ссылаясь на содержащийся в Конституции России запрет выдавать своих граждан, но подготовит европейский ордер для их розыска.
Издание «Фонтанка» сообщило, что 38-летний Петров и 39-летний Боширов, летавшие в Лондон 2–4 марта, получили загранпаспорта старого образца примерно в 2016 г., ранее они неоднократно посещали Амстердам, Париж и Женеву, а с 28 февраля по 5 марта 2017 г. Петров побывал в Великобритании.
Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что названные имена ни о чем не говорят, а ситуацию давно следует перевести в русло сотрудничества правоохранительных органов. По ее словам, российская сторона потребовала от посла Великобритании в Москве предоставить отпечатки пальцев подозреваемых, но ответа не получила. Минобороны не ответило на запрос «Ведомостей».
По словам бывшего сотрудника спецслужб, если принять британскую версию, то получается следующая картина. Двое офицеров ГРУ в звании подполковника-полковника работали парой (один, очевидно, для контроля и подстраховки), что выглядит логично и вроде бы делает маловероятной версию о личной мести. При этом ГРУ сознательно приняло минимальные меры маскировки: в частности, видимо, из-за жадности бухгалтерии – подозреваемые прибыли непосредственно из Москвы без пересадок и с российскими паспортами, отмечает собеседник. Правда, ни на одной из фотографий у подозреваемых нет каких-либо гаджетов – т. е. в этом отношении маскировка все же была. Но вот попыток маскировки от камер наружного наблюдения не заметно – в ГРУ или не знают, что Великобритания лидер в этой области, или не придают этому значения, резюмирует собеседник.